Безопасность труда
Самое непосредственное отношение к проблеме профессионального здоровья и долголетия имеет обеспечение безопасности труда. Согласно данным Международного бюро труда, основная причина смертности среди лиц до 41 года приходится на травматизм и несчастные случаи. Установлено также, что примерно в 80 % несчастных случаев и травм повинен сам человек. Несчастный случай принято понимать как внезапное непреднамеренное повреждение организма человека (препятствующее нормальному осуществлению деятельности), происшедшее в результате воздействия на него опасного производственного фактора или собственного опасного поведения. Изучение психологических причин несчастных случаев, возникающих в процессе труда, и путей использования психологических знаний для повышения безопасности деятельности человека составляет главную задачу психологии безопасности как одного из направлений исследования.
Причинами несчастных случаев могут быть как объективные, так и субъективные факторы. В первом случае немалое их число кроется в самой организации деятельности. Это могут быть:
- дефекты или неудовлетворительное состояние оборудования;
- отсутствие или недостатки средств защиты и безопасности;
- плохая организация рабочего места;
- неблагоприятное воздействие факторов физической среды (шум, недостаточная освещенность, воздействие токсических веществ и т.д.);
- чрезмерная интенсивность или монотонность труда, его тяжесть, дефицит двигательной активности и т. д.;
- недостаточная четкость и полнота инструкций по охране труда;
- отсутствие климата «безопасности» в коллективе;
- плохие производственные отношения (психологический климат ) и др.
Что же касается причин несчастных случаев по вине самого субъекта профессиональной деятельности, то достаточно условно их можно классифицировать по основным формам проявления психики: процессы, состояния, свойства.
Процессы:
- недостатки в сфере внимания: концентрация, распределение, переключение;
- различные изъяны органов чувств (например, частичная потеря зрения, глухота и др.);
- нарушения связи между сенсорными и двигательными центрами высших отделов нервной системы (по мнению большинства специалистов, изучавших причины несчастных случаев, такие функциональные нарушения играют главную роль в возникновении большинства из них);
- дефекты, возникающие в согласованности, координации движений;
- недостаточная способность различения слабых сигналов (предвестников опасности);
- недостаток наблюдательности (осмотрительности);
- слабо выраженная критичность мышления;
- недостаточная способность к прогнозированию развития событий;
- трудности в оценке ситуации и выборе способов поведения в ней.
Состояния:
- агрессивность, враждебность;
- импульсивность: действия опережают анализ, оценку ситуации;
- эмоциональная неуравновешенность;
- депрессия;
- низкая выносливость;
- переутомление;
- тревожность (беспокойство, страхи, нарушенное душевное равновесие);
- неудовлетворенность повседневной жизнью (не знает чего хочет, не видит путей достижения своих расплывчатых желаний);
- состояние стресса;
- алкоголизм;
- наркомания.
Свойства:
- эгоцентризм (не склонен считаться с мнением, интересами, настроениями других людей; невнимателен и нечувствителен к заботам и чувствам других; неуважение к окружающим);
- склонность к риску (чрезмерно высокая или низкая, неадекватная ситуации);
- беспечность, халатность, небрежность;
- фатализм;
- асоциальные установки;
- некомпетентность;
- нетерпимость к замечаниям;
- неадекватная самооценка;
- дефицит самоконтроля;
- чрезмерная самоуверенность;
- конфликтность;
- избегание ответственности;
- низкая мотивация к работе (неудовлетворенность работой, отсутствие интереса к ней оказывает сильное отрицательное влияние на удовлетворенность жизнью в целом, физическое и психическое здоровье);
- пренебрежение правилами безопасности.
На последнем факторе остановимся подробнее в силу его особой важности. В связи с ним уместно вспомнить одно из высказываний Сократа: Я решил, что перестану заниматься изучением неживой природы и постараюсь понять, почему так получается, что человек знает «что хорошо», а делает «что плохо».
Что касается безопасности труда, то сегодня специалисты уже имеют определенные ответы на этот вопрос. Во всяком случае, можно говорить о некоторых причинах сознательного нарушения правил безопасной работы. В их число входят:
- экономия сил (сохранение энергетических ресурсов);
- экономия времени (за счет увеличения темпа работы; сокращения объема и ли пропуска отдельных операций, необходимых для безопасности);
- адаптация к опасности (или недооценка опасности и ее последствий);
- самоутверждение в глазах коллег (рискованное поведение, «хождение по лезвию ножа»);
- стремление следовать групповым нормам («план любой ценой»);
- ориентация на авторитеты (подражание «авторитетным нарушителям»);
- самоутверждение в собственных глазах (неуверенность в себе или упреки со стороны);
- переоценка собственного опыта;
- привычка работать, нарушая правила безопасности;
- ситуационный риск (в присутствии зрителей, аудитории, референтных лиц: женщина, приятель и т. д.).
Соответственно практический опыт, накопленный в исследованиях проблемы безопасности труда, позволяет нарисовать обобщенный психологический портрет человека, которому не свойственно наносить ущерб собственному здоровью и допускать несчастные случаи в своей профессиональной деятельности. В этом портрете «нетравматика» мы не найдем пессимизма, недоверчивости, тревожности, эгоцентризма, агрессивности, максимализма, экспрессивности. С другой стороны, не составит труда разглядеть в нем такие характерные признаки, как целеустремленность; настойчивость; преобладание волевой сферы над эмоциональной; общительность; интерес к работе; ясное представление о целях и способах их достижения; уважение к правам других и самоуважение; надлежащий самоконтроль; наличие одного или нескольких друзей.
К настоящему времени проясняются и некоторые тендерные аспекты безопасности труда. Можно утверждать, что женщины реже создают опасные ситуации и с ними реже происходят несчастные случаи. Правда, эта тенденция справедлива преимущественно для нормальных условий работы. А вот в экстремальных, непредвиденных обстоятельствах, существенном усложнении работы безопасность труда женщин резко снижается по сравнению с мужчинами. В этих условиях женщины совершают и большее число действий, приводящих к травмам, несчастным случаям. В целом на безопасность трудового поведения женщин значительно сильнее влияют социальные конфликты (на работе), семейные неприятности, настроение, тревожность, страх.
Забота о безопасности и здоровье работников входит в число первостепенных задач руководства организации. Она требует к себе постоянного внимания. Только при комплексном подходе к влиянию и роли различных факторов можно надеяться на эффективное решение этой задачи. Сегодня психологическое обеспечение безопасности труда предполагает осуществление на практике следующих мер:
- профессиональный подбор (отбор) персонала;
- выявление лиц (групп) риска;
- профессиональное обучение: формирование индивидуального безопасного стиля деятельности, мотивации к безопасной работе;
- выявление и устранение неблагоприятных условий труда, в случае необходимости — обеспечение работников соответствующим защитным оборудованием; наглядная агитация за безопасный труд;
- оптимальная организация режимов труда и отдыха;
- обеспечение должной мотивации труда;
- индивидуальная и групповая профилактика безопасного поведения (обучение технике, тренинги безопасности).
- Профилактика старения
- Признаки психического старения
- Основные понятия геронтологии
- Личностные, поведенческие и социальные ресурсы и их взаимодействие с выгоранием
- Выгорание и теория «консервации ресурсов»
- Классификации типов ресурсов преодоления
- Модели преодолевающего поведения как ресурс стрессоустойчивости
- Личностные и социальные ресурсы преодоления выгорания
- Выгорание, «душевные потери» и здоровье личности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу