Естественное право (ius naturale)

Пони­мание права народов было римлянами еще расширено и сблизи­лось с возникшим в конце республики представлением о ius naturae, ius naturale. Цицерон первый определил его как требования мора­ли и утверждал, что право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям (De republica, 3,22).Ульпиан считал в некоторых отношениях и право собственно­сти основанным на естественном праве.Quarundam rerum dominium nanciscimur iure gentium quod ratione naturali inter omnes homines peraeque servatur (D. 41. i. 1 рг.). — Право собственности над некоторыми вещами мы приобретаем по праву народов, которое в силу естественного разума одинаково соблюдается между всеми людьми.

В этом определении как право народов, так и естественный разум в качестве его естественного источника совершенно освобож­даются от принадлежности к правовой системе какого-либо госу­дарства и возводятся до степени порядка, соблюдаемого всем чело­вечеством.

Представление Ульпиана о естественном праве является во­обще чрезвычайно широким. Он признал, что естественное право распространяется даже на животных, тогда как право народов ограничивает свое действие только людьми.

lus gentium est quo gentes humanae utuntur, quod a naturali recedere facile intellegere licet, quia illud omnibus animalibus, hoc solis hominibus inter se commune sit (D. 1.1.1.4).— Правом народов является то, которым пользуются народы человечества. Можно легко понять, что последнее отличается от естествен­ного права, так как оно свойственно всем животным, тогда как первое является общим только для людей между собой.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)