Феминистская теория государства

В начале XX в. избирательные права женщинам в большинстве западных стран, наконец, были предоставлены, женское движение на какое-то время осталось без ясной цели и организующего принципа. В 1960-х гг., однако, поднялась «вторая волна» феминизма.

Сторонники все расширяющегося движения за политическую эмансипацию женщины предъявляли более радикальные и подчас даже революционные требования.

Сегодня существует множество феминистских идей и теорий, но в них можно выделить и объединяющее начало – стремление усилить общественную роль женщины.

Основная идея феминизма – идея о том, что обществу присуще принципиальное неравенство между полами и что эта система господства мужчины над женщиной может и должна быть преодолена.

Феминисты не разработали политически оформленную теоретическую модель государства, однако сосредоточили основное внимание на патриархате и господстве мужчин над женщинами, предпочитая делать акцент на утверждении «персонализированного и партиципаторного стиля политической жизни», проявляя большой интерес к «гендерно определяемой конструкции государства».

Попытка дать анализ положения женщин в сугубо патриархальном обществе с позиций реальной власти означала бросить вызов традиционным способам изучения политики.

Представители либерального феминизма, считающие возможным добиться первенства полов путем постепенной перестройки общественных отношений, по сути, склоняются к плюралистскому пониманию государства.

Они исходят из того, что государство благоприятствует мужчине, когда женщине отказывают в юридическом и политическом равенстве, в праве голосовать. Вторжение государства в чисто женскую сферу (в воспитание детей и отдельные области здравоохранения) влечет за собой новые формы зависимости женщины. Коль скоро государство само по себе все же нейтрально, эту ситуацию рано или поздно необходимо исправить.

В теории радикального феминизма государственная власть отражает куда более узаконенный и всеобъемлющий характер угнетения, отношения патриархата. В последнем случае государство представляется институтом власти мужчин в обществе.

Феминисты социалистической ориентации рассматривают капитализм, государство и патриархию как параллельно существующие системы угнетения

Патриархию они понимают буквально как попытку отца как-то решить проблему неравенства полов.

Инструменталистская ветвь представляет государство чем-то вроде «агента» или «инструмента», с помощью которого мужчина преследует собственные интересы и закрепляет патриархат.

Интересно
За этой логикой видна принципиальная для феминизма позиция: патриархат сохраняется из-за деления общества на «публичную» и «частную» сферы; подчиненное же положение женщины идет от того, что ее всегда ограничивали рамками «частных» семейных и домашних обязанностей, превращая в домохозяйку и мать, тогда как из «публичной» сферы, где делаются, собственно, и политика, и экономика, она заведомо была исключена. Проще говоря, государством заправляют мужчины, и они делают это для самих себя.

Итак, исследование многообразных теоретических аспектов государства на базе политологического дискурса формирует более точное представление о реальных сторонах функционирования государственной власти и ее сущности, что дает возможность субъектам политической власти осуществлять глубокое профессиональное воздействие на всю политическую систему.

И если современная политология находится под сильным влиянием теорий государства и систем, то в такой же степени сами теории государства испытывают на себе влияние постоянно развивающейся системы политологического знания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)