История понятия «интегрированная логистика» и «логистика интегрированных цепей поставки»

Предприятия и другие экономические субъекты, называемые логистическими системами, в последние годы подвержены множеству рисков со стороны внешних условий, диктуемых изменениями условий конкуренции на внутренних и внешних рынках, ограничениями, вводимыми различными государствами, снижением покупательской способности в период экономических кризисов и других факторов.

Интересно
Логистика, как военная наука, в период своего становления отвечала на многие вопросы, связанные с организацией функционирования систем при ведении военных компаний (мобилизация воинских частей, обеспечение всем необходимым для ведения боевых операций и т. д.).

Логистика, как экономическая наука и направление практической деятельности, появилась в период экономического кризиса в середине 20 века. При формировании научных взглядов логистики учитывались в первую очередь организация перемещения товаров от поставщика к потребителю.

В качестве условных синонимов термина «логистика» в интересующем нас значении использовались: «управление материалами», «тотальное распределение», «физическое распределение» и др.

Между прочим, последний термин использовался и используется параллельно с термином «логистика» и сегодня. Вот так он был определен Американской ассоциацией маркетинга еще в 1948 г.: «Физическое распределение – это грузопереработка и транспортировка товаров от места производства к месту потребления».

Что касается определения логистики как науки, то первые попытки сформулировать такое определение относятся к концу 50-х и началу 60-х годов ХХ века. Эти формулировки неоднократно уточнялись и пересматривались.

«Логистика – это планирование, реализация и контроль технологически и экономически эффективных процессов перемещения и складирования материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также передачи соответствующей информации от места производства к местам потребления в соответствии с интересами потребителей».

Как мы можем заметить, вначале логистика рассматривалась как промежуточный этап между производством и потреблением. В дальнейшем ряд ученых и практиков начали распространять влияние логистики на всю цепочку продвижения материалов, незавершенного производства и сырья.

В логистике рассматриваются потоки – материальные, информационные и финансовые – как объекты исследования и оптимизации.

Материальный поток (material flow) – поток товарно-материальных ценностей, рассматриваемый в процессе приложения к ним различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенный к временному интервалу.

Анализируя это определение, необходимо отметить, что термин «товарно-материальные ценности» целесообразно рассматривать в зависимости от пространственного положения в конкретном месте логистической системы.

Укрупненно можно выделить: материальные ресурсы (Material resources), незавершенное производство (Work-in-process) и готовую продукцию (Finished goods).

Понятие материальных ресурсов (МР) дано выше. Незавершенное производство (НП) – товарно-материальные ценности, находящиеся в производственном процессе в пределах конкретного предприятия.

Готовая продукция (ГП) – это товарно-материальные ценности, полностью прошедшие производственный цикл конкретного предприятия, полностью укомплектованные, прошедшие технический контроль, сданные на склад готовой продукции или отгруженные потребителю (торговому посреднику).

Особым видом материальных ресурсов являются тара и упаковка, играющие значительную роль в логистике, особенно в процессах физического распределения товаров.

Поток имеет размерность «Объем (количество, масса)/время». Формой его существования может быть поток материальных ресурсов. Однако следует подчеркнуть, что потоком эти материальные ресурсы (ГП) становятся не всегда, а только при определенных условиях.

Управление материальными потоками происходит с помощью информации, циркулирующей в логистических системах. Поэтому одним из формирующих понятий логистики является понятие информационного потока.

Интересно
Информационный поток (information flow) – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.

В.И. Сергеев определяет информационный поток как поток сообщений в речевой, документальной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе между звеном логистической системы или логистической системой и внешней средой и предназначенный для реализации управляющих функций.

Как правило, эффективное движение, а зачастую, просто движение материальных потоков невозможно без надлежащего финансового обеспечения. Поэтому в логистических системах необходимо выделение и изучение финансовых потоков, генерируемых материальными потоками, и соответствующих им.

Механизмы финансового обслуживания функционирования логистических систем в настоящее время являются наименее изученной сферой логистики, хотя финансовые потоки в том или ином виде существовали и существуют в любых видах предпринимательской деятельности. Однако наибольшая эффективность их имеет место при применении логистических принципов.

Под финансовым потоком в логистике понимают направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного материального потока.

Согласно определению можно установить следующее: логистический финансовый поток не просто движение финансовых ресурсов, а их направленное движение; направленность движения финансовых ресурсов обусловливается необходимостью обеспечения перемещения определенного материального потока; движение финансовых ресурсов осуществляется либо в логистической системе, либо между нею и внешней средой.

Сервисный поток используется, когда потребителям предоставляются различные услуги в сфере логистического обслуживания.

Понятие «логистическое обслуживание» используется для описания комплекса операций, выполняемых поставщиком после получения заказа и до по лучения продукции потребителем.

В процессе логистического обслуживания происходит последовательное выполнение ряда операций, относящихся к услугам.

Основной целью интегрированной системы логистического обслуживания является выполнение требований, предъявляемых потребителем к системе обслуживания.

К логистическому обслуживанию могут быть отнесены следующие действия:

  • предложение логистических услуг потребителям и организация их эффективного выполнения;
  • прием заявок на доставку грузов и оказание дополнительных услуг;
  • информирование клиентов о правилах и условиях доставки, о порядке оплаты стоимости доставки, о правилах расчетов с перевозчиками и санкциях при несоблюдении или невыполнении условий договора;
  • оформление договоров и товарно-транспортной документации;
  • консультации по вопросам, связанным с перевозками грузов и тарифами;
  • разработка системы доставки для выполнения заказа, включая выбор перевозчиков, экспедиторов, складов и страховых организаций;
  • информирование получателей о месте нахождения груза (отслеживание движения грузов);
  • сбор, обработка и передача участникам процесса доставки сведений о дополнительных услугах, требуемых потребителем;
  • изменение нормативных документов и технологии процесса доставки в целях ускорения выполнения услуг и повышения уровня их качества;
  • информирование заказчика о необходимости изменения условий доставки по форс-мажорным обстоятельствам и принятие согласованных решений;
  • формирование необходимых форм отчетности для потребителя.

Все эти действия относятся к услугам и связаны со словосочетанием «сервисный поток». По нашему определению «сервисный поток» – это комплекс одноцелевых услуг, предоставляемых клиенту.

Несмотря на то, что определения логистики разнообразны, многие из них выделяют управление и оптимизацию продвижения материалов и ресурсов от начальной стадии их формирования до конечной стадии – их потребления.

Логистика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, связанных с ними потоков информации и финансовых средств в определенной системе (микро или макро) соответственно с поставленной перед нею целью (В. И. Сергеева).

Или: «Логистика – это оптимизация потоковых процессов». В современной экономике крайне редко происходит передача конечного товара от производителя непосредственно к потребителю.

На мировом уровне сформировались:

  • центры разработки потребительских товаров – владельцы товарных марок, брендов;
  • центры производства, которые сосредоточены в странах и регионах с наиболее дешевой рабочей силой;
  • центры добычи сырья, расположенные в местах их залегания.

Все эти процессы предполагают генерацию материальных потоков в мировых масштабах. На пути материальных ресурсов от производителей сырья и товаров наблюдается большое количество посредников, которые участвуют в передаче материальных ценностей, информации, финансов.

Большинству менеджеров уже нет необходимости знать, как и через какие информационные ресурсы поступает и сходит информация; через какие транзакции проходят денежные средства для оплаты товаров и услуг. Многие маршруты перевозки грузов проходят по стандартным схемам, разработанными глобальными и региональными перевозчиками.

Однако процессы формирования и следования потоков играют значимую роль в затратах на продвижение товаров, себестоимости в конечной точке продаж или сформированной цены для потребителя.

Снижение затрат на пути товара от производителя до потребителя является комплексной задачей в цепочке поставки.

Данная задача должна рассматриваться совместно всеми участниками каждой цепочки и решаться оперативно при изменении условий поставки, возникновении определенных критических ситуаций.

Для решения различных проблем, появляющихся в физическом распределении, необходимо постоянно контролировать уровень запасов в цепочках поставки.

Для этого формируются связи звеньев в цепи, появляется необходимость в оперативном получении информации о запасах, находящихся в движении, а так же на промежуточных складах. Интеграция информационных систем звеньев цепи поставки продиктована необходимостью определить место нахождения конкретных партий товаров, материальных ресурсов.

Интересно
Появление термина «Интегрированная логистика» во многом связано с трудом в области логистики профессоров Мичиганского государст венного университета Доналда Дж. Бауэрсокса и Дейвида Дж. Клосса. В их книге «Logistical management. The integrated supply chain process», или «Логистика.

Интегрированная цепь поставки», впервые изданной в США в 1974 году, были сформированы научные принципы формирования интегрированных цепей поставки. Развитие теории интеграции в логистических процессах отражено в трудах российских ученых, таких как Л. Б. Миротин, В. И. Сергеев, В. С. Лукинский, Ы.Э. Ташбаев и других.

Интегрированная логистика представляет собой стратегию предприятия, направленную на внедрение единых логистических процессов и функций по материальному и сопутствующим потокам в деятельность предприятий, находящихся в каналах распределения товаров и услуг.

Интегрированная логистика объединяет ключевые функции логистики, такие как:

  • поддержание стандартов обслуживания потребителей (Customer service standards);
  • транспортировку (transportation);
  • управление запасами (Inventory management);
  • управление процедурами заказов (Order processing);
  • управление производственными процессами-операциями (Operations management);
  • ценообразование – установление тарифов(Pricing);
  • физическое распределение (Physical distribution).

Логистическая система предприятия делится на две части: внутреннюю – «до ворот» предприятия, и внешнюю – «за его воротами».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)