История развития патопсихологии

В начале ХХ века запросы психиатрической практики и развитие психологии как самостоятельной науки послужили предпосылками формирования патопсихологии. До конца XIX века большинство психиатров не использовали психологические знания, так как считали их бесполезными из-за отсутствия доказательной базы.

Переломным моментом стал 1879 год, когда В. Вундтом в Лейпциге была организована первая в мире экспериментально-психологическая лаборатория.

В лаборатории разрабатывались экспериментально-психологические методы изучения нарушенной психики. После этого развитие психиатрии стало невозможным без данных экспериментальной психологии, поэтому при психиатрических клиниках стали организовываться психологические лаборатории в Германии (Э. Крепелин, 1879 г.), Франции (П. Жане, 1890 г.), России (В.М. Бехтерев, 1885 г., С.С. Корсаков, 1886 г.).

В лабораториях не только разрабатывались экспериментально-психологические методы исследования нарушений психики, но и сопоставлялись с результатами особенностей психики здоровых людей.

В начале ХХ века исследователи нарушений психической деятельности начали говорить о выделении особой области психологического знания – патологической психологии. Первыми психологами-экспериментаторами в России стали психиатры. Именно они настаивали на том, что психология должна стать опытной наукой.

Значимым моментом в истории патопсихологии стала опубликованная в 1863 году работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», которая оказала существенное влияние на формирование принципов и методов патопсихологии. Однако еще достаточно длительное время происходило смешение понятий «патопсихология» и «психопатология». Такая ситуация была обусловлена отсутствием дифференциации задач психологии и психиатрии, а также исполнением психиатром функционала психолога.

Коренным образом ситуация изменилась, когда в Психоневрологическом институте начали одновременно читать курсы по общей психопатологии и патологической психологии, именно в это время произошло разделение дисциплин.

Инициатором этого выступил В.М. Бехтерев, определивший предмет патопсихологии как «изучение ненормальных проявлений психической сферы, поскольку они освещают задачи психологии нормальных лиц. Он не считал изучение психики душевнобольных ключом к познанию внутреннего мира здоровых. Психиатр должен мыслить от нормы к патологии, и только тогда ему удастся возвратить нервно-психическое здоровье пациенту.

Недостаточная психологическая подготовка врачей может привести к упрощенному представлению о психических явлениях, ложных выводах. Психологические знания необходимы не только при выборе способа исследования, но и при анализе результатов исследования.

Интересно
Исследования, проводимые под руководством В.М. Бехтерева в начале XX века, были направлены на анализ выполнения экспериментальных задач: как больной отождествляет впечатления, выделение несоответствия в рисунках и рассказах больного, нахождение общего и различного при сравнении объектов, исправление пропущенных слогов и слов в тексте и др. Они были первыми патопсихологическими исследования в России.

Принципы проведения патопсихологического исследования выделенные В.М. Бехтеревым, не потеряли своей актуальности и в XXI веке. К ним относятся: комплексная диагностика, качественный анализ расстройств, личностный подход, соотнесение результатов исследования с соответствующими данными здоровых лиц. Нанеобходимость учета индивидуальных особенностей при проведении патопсихологического исследования указывал К.И. Поварнин. Он указывал, например, что небольшой объем запоминания слухового материала может быть обусловлен не только болезнью пациента, но и доминирующей зрительной памятью.

Вторым научным центром отечественной психиатрии стала психиатрическая клиника С.С. Корсакова, организованная в 1887 года при медицинском факультете Московского университета.

Он считал, что только знание основ психологической науки поможет правильно понять распад психической деятельности душевнобольных. Поэтому чтение курса психиатрии врачам начинал со знакомства с основами психологии. Он и его сотрудники стали организаторами, а впоследствии активными участниками Московского психологического общества. Исследования, проводимые в психиатрической клинике под руководством С.С. Корсакова, внесли неоценимый вклад в психологическую науку (понимание механизмов памяти, расстройств памяти, механизмов и расстройств мышления).

Известный «корсаковский синдром» не только расширил знания о временной структуре человеческой психики, но и заложил основы деления памяти на долговременную и кратковременную.

Расстройства интеллектуальной деятельности больных представляют сложные формы нарушений всей целенаправленной мыслительной деятельности, а не распад отдельных способностей (А.А. Токарский).

Первые попытки тестовых испытаний изложены Г.И. Россолимо в монографии «Психологические профили. Метод количественного исследования психологических процессов в нормальном и патологическом состояниях». Им была разработана система обследования, в которой психические процессы оценивались по 10-балльной шкале.

Интересно
Идеи Л.С. Выготского оказали большое влияние на развитие патопсихологии. Он считал, что развитие высших психических функций не предопределено морфологической структурой мозга, а формируется с помощью присвоения опыта человечества в процессе общения, обучения, воспитания.

Им было доказано, что поражение одних и тех же зон коры мозга имеет неодинаковое значение на разных возрастных этапах психического развития. Новаторские идеи Л.С. Выготского получили своё развитие в исследованиях его учеников и сотрудников А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Б.В. Зейгарник и других.

Впервые курс патопсихологии по инициативе С.Л. Рубинштейна был прочитан в 1949 году на психологическом отделении философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Особое развитие получила детская патопсихология. Используя положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» были разработаны методики «обучающего эксперимента» (А.Я. Иванова), позволяющие определить прогностически важные признаки обучаемости детей. Ранняя диагностика умственной отсталости позволила выделить дополнительные дифференциально-диагностические ее признаки и симптомы (С.Я. Рубинштейн, В.В. Лебединский).

Основоположником отечественной патопсихологии является Б.В. Зейгарник. Ею были разработаны теоретические основы патопсихологии, описаны расстройства психических процессов, сформулированы принципы работы патопсихолога.

Основными центрами развития отечественной патопсихологии становятся Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева и Ленинградский государственный университет. Исследованиями руководил В.Н. Мясищев, который центральной проблемой считал проблему целостности личности здорового и больного человека, проблему норму и патологии.

В лаборатории Центрального института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР на базе психиатрической больницы П.Б. Ганнушкина проводились патопсихологические исследования нарушений познавательной деятельности и мотивационной сферы. История зарубежной патопсихологии связана с развитием различных психологических школ и направлений, которые вносили свои особенности в восприятие патологии и ее определения.

Основателем клинической психологии считают Л. Уитмера, открывшего в 1896 г. первую в мире психологическую клинику при университете штата Пенсильвания в США, а отцом клинической психологии – Э. Крепелина. 

Л. Уитмером был разработан клинико-психологический метод, с помощью которого можно изучать отклонения детей и взрослых в какуюлибо стороны от средних показателей психического развития. Созданная им клиническая психология стала прикладной отрасльюпси хологии, основной задачей которой было тестирование различных групп населения для решения педагогических, медицинских, производственных и других задач. Клинические психологи в США начали изучать общепсихологические проблемы на основе клинических случаев.

Изучая душевные болезни, Э. Крепелин придавал особое значение наследственности и конституции, а причину и следствие болезни понимал как нечто постоянное и неизменное, но не учитывал реактивные особенности организма, воздействие социальной среды. Он адаптировал нозологический принцип Л. Пастера, возникший в органической парадигме медицины.

Интересно
Органическая парадигма характеризуется абсолютизацией идеи строгой закономерности течения болезни под влиянием объективных, материально обусловленных механизмов (возбудитель или нарушение клеточной функции) и пониманием любой болезни независимо от личностных и средовых влияний.

Э. Крепелиным была создана первая современная система классификации патологического поведения по формуле: этиология (источник болезни) – клиника – (проявление болезни в наборе специфических для источника болезни признаков – симптомов) – течение (динамика симптомов в ходе развития заболевания) – прогноз (предвидение дальнейшего развития и итога психического заболевания).

Источником психической болезни в биологические ориентированной психиатрии может быть только нарушение «материального субстрата» психического, так как психика рассматривается как функция мозга. По мнению И.Е. Сироткиной (2004), И. Тэн и Т. Рибо являются основоположниками клинической психологии (опытной психологии). Они выделили особое эмпирическое направление врачей-психиатров или невропатологов: анализ вызванных болезнью, гипнозом или наркотиками изменений в психической деятельности.

По результатам исследований врачи получали сведения о разнообразных проявлениях психической деятельности в условиях психиатрической клиники, которые можно было систематизировать и дальнейшем использовать в диагностических целях.

Задачу психологического познания И. Тэн определяет как изучение фактов, особенно редких (снов, сомнамбулизма, гипноза, иллюзий и галлюцинаций), условий при которых они рождаются, их сочетаний и результатов сочетаний. Психологию патологическую он назвал «микроскопом или телескопом» в распоряжении психологии. Проект исследования психологических аномалий И. Тэна был близок идеям Т. Рибо, который определил душевную болезнь как «естественный эксперимент» в психологии.

Т. Рибо первым начал использовать метод психологического эксперимента для изучения патологических нарушений психики. Особую известность он получил благодаря исследованиям нарушений памяти, открытый им закон нарушений памяти при органических заболеваниях головного мозга носит его имя.

Наблюдая за больными в госпитале П. Жане, вслед за Т. Рибо, приходит к выводу о том, что необходимо изучать не отдельные качества психики людей в определенных состояниях, а закономерности психики у человека в целом. Он впервые описал психические автоматизмы как низшие формы психической деятельности.

Автором одной из первых работ по патопсихологии «Психопатология в применении к психологии» является Г. Штёрринг. В ней он указывает на то, что изменение во время болезни любого механизмы душевной жизни позволяет узнать его роль и место в составе сложных психических явлений. Поэтому патопсихологические явления служат критерием при оценке психических теорий.

Не меньшее значение имело систематическое использование А. Бине сравнительного методы в психологии. В самом начал своих исследований он изучал соответствующие явления на душевнобольных, особо одаренных взрослых и детях.

В результате сравнительный метод формировался не только по пути сопоставления аналогичных фактов, наблюдаемых у здоровых, больных и одаренных лиц, но и в направлении возрастного сравнения.

Г. Мюнстерберг предложил рассматривать психические нарушения как ускорения или торможения нормальной психической деятельности. По его мнению, патопсихология может исследовать нарушения психики теми же методами и постулировать те же закономерности, что и в общей психологии.

В англоязычным странах патологической психологией называют изучение психологическими методами различных отклонений психической деятельности в клинических целях. Это понятие выступает синонимом современной клинической психологии, а отчасти используется для обозначения психологических теорий возникновения психических расстройств.

В энциклопедическом руководстве по психологии под редакцией М. Айзенка, патологическая психология выступает методологической альтернативой биологически ориентированной психиатрии в отношении подходов к определению психических расстройств, видения роли и оценки взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов в их возникновении.

Таким образом, исследования нарушений психической деятельности стали предпосылками выделения патопсихологии в самостоятельную науку. Расстройства психики, наблюдаемые у душевнобольных пациентов, рассматривались в патопсихологии как природный эксперимент, позволяющий понять значение и место соответствующих феноменов психической жизни, увидеть новые проблемные области психологического знания и проверить истинность психологических теорий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)