Методика обучения детей рассуждениям

Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи. Поэтому обучение рассуждению целесообразно начинать с развития у детей умений выделять и обобщать признаки, действия, устанавливать между ними логические связи, решать проблемные ситуации в разных видах деятельности.

Для этого В. И. Яшина, Н. В. Семенова рекомендуют использовать:

  • разнообразные наблюдения за живой и неживой природой (видеть и анализировать сезонные изменения в природе), вопросы типа: «Почему осенью листья меняют цвет и раскрашиваются разными красками?»; «Куда улетают птицы?»; «Почему их называют перелетными?» и др.;
  • различные опыты с водой, снегом, льдом, деревом, металлом и т.д. В процессе их проведения дети высказывают свои предположения и объясняют, почему они так думают;
  • речевые игры и упражнения: «Небылицы в картинках» (картины с изображением несуществующих в природе животных, растений, с нарушением закономерностей сезонных явлений. Дети должны объяснить, что и почему не так, как должно быть на самом деле); «Лишний предмет» (определить, какое из изображений лишнее и доказать почему); «Похожи – не похожи» (сравнение изображений различных природных объектов, игрушек, например: стрекоза и бабочка); и др.;
  • проблемно-речевые ситуации. Например, ситуация «Как спасти зайку?» Детям предлагается следующая ситуация: Зайка оказался один в открытом море после кораблекрушения. Перед детьми несколько предметов – деревянная палочка, игрушечная тарелка, лист чистой бумаги, ведерко, сдутый воздушный шарик. Детям предлагается выбрать из них те, при помощи которых можно спасти зайку и обосновать свой выбор;
  • чтение художественной литературы с последующим ее обсуждением. Например, после чтения сказки А. С. Пушкина детям можно задать вопросы: «Каждый раз, когда старик приходил просить рыбку, на море была разная погода. Почему?»; «Почему у старухи опять оказалось разбитое корыто?»; «Почему старик не взял выкупа с рыбки?» и т.д.

На следующем этапе обучения следует формировать у детей знания о структуре текста, учить подбору аргументов для доказательства, использовать оптимальные средства связи.

Приведем фрагмент занятия, который рекомендует Р. И. Никольская для знакомства со структурой рассуждения: Ребята, все вы любите задавать вопрос «почему?» Послушайте, как об этом написано в рассказе Ф. Кривина «Почему в мире так много почему?» (Педагог читает.).

Вот как много вокруг «почему?» и все требуют, чтобы мы объяснили, ответили на эти вопросы. А когда мы отвечаем, мы строим текст, и называется он – рассуждение. Все вы знаете сказку «Снегурочка». А можете объяснить, почему дед и баба назвали свою дочку Снегурочкой? (Потому что она из снега была сделана; потому что дед и баба дочку из снега слепили.)

Верно, вы поняли, а вот построить полностью текст своего рассуждения не смогли. Вот послушайте полное рассуждение в сказке: «Дед и баба назвали свою дочку Снегурочкой, потому что она была слеплена из снега». Что вы пропустили в своем рассуждении? (Дед и баба назвали свою дочку Снегурочкой.)

Правильно, это начало. Без него непонятно, что мы хотели объяснить в своем рассуждении. Значит, рассуждение состоит из начала и объяснения. Послушайте еще раз полное рассуждение в сказке. (Читает). Так где здесь начало? (Дед и баба назвали свою дочку Снегурочкой.)

Правильно. А где здесь объяснение? Потому что она была слеплена из снега. Теперь давайте еще раз скажем все рассуждение полностью Н. В. Семенова предлагает знакомить детей со структурой текста с помощью моделирования. Первая модель – пирамидка, v которой нижняя часть – тезис, средняя – доказательство, а верхняя – вывод. Вторая модель представлена в виде трех геометрических фигур: круг – это тезис, прямоугольник – доказательство, а треугольник – вывод. Третья модель – ромашка, каждый лепесток которой представляет одно доказательство.

Можно также использовать следующие методы:

  • создание ситуации. Например, в групповой комнате «неожиданно» появляется гость – попугай. Чтобы педагог разрешил его оставить, необходимо привести как можно больше аргументов. На детские аргументы воспитатель отвечает контраргументами;
  • организацию соревнования (одна команда предлагает тезис другая команда доказывает тезис и делает вывод):
  • объяснение пословиц и поговорок, отгадывание загадок:
  • решение речевых логических задач.

Обучение дошкольников пересказу. Пересказ – это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения. Роль пересказа высоко оценивалась К. Д. Ушинским и Л. Н. Толстым. Вопросы обучения предсказыванию раскрыты в работах.

Пересказывая художественнее произведение, ребенок не только вновь переживает те эмоции, которые были вызваны первичным восприятием, но и стремится выразить с помощью слов и интонации свое отношение к прочитанному.

При пересказе развивается умение слушать и понимать литературный текст как произведение искусства, обогащается речь детей, совершенствуется ее структура, развиваются выразительные качества речи, ясность произношения. Однако эти возможности будут реализовываться только в случае, если пересказу систематически обучать. Существуют разные в иды пересказа: подробный, близко к тексту; выборочный; сжатый, творческий.

Интересно
В дошкольных учреждениях, начиная с младшего возраста, чаше используется пересказ подробный, близко к тексту. Это объясняется не только тем, что он проще и легче, но и тем, что он служит средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях, а также средством усвоения логики образца и его языка.

Начинать обучение дошкольников подробному пересказу следует с повествовательного текста, имеющего ясный занимательный сюжет, четкую композицию, с хорошо выраженной последовательностью действий, со знакомыми персонажами с ярко выраженными чертами характера и понятными мотивами поведения и диалогами, доступный язык (без сложных грамматических форм, но с использованием ярких образных средств).

Затем можно включать в обучение элементы описания и рассуждения. Для Пересказов подбирактся народные сказки, рассказы К.Д. Ушинского, Л. Н. Толстою, В. Бианки, Е. Чарушина, Сутеева, В. Осеевой и других. Не рекомендуется пересказывать сказки в стихах, лирические произведения, басни.

Выборочный пересказ предполагает работу над темой, выбор из текста той части, которая соответствует узкому вопр осу, определенной теме. В дборка может производиться из разных частей текста. Например, можно предложить пересказать все, что относится к поступку героя или что характеризует картины природы, и т. п.

Выборочный пересказ можно использовать, начиная со старшей группы. В работе с дошкольниками можно использовать следующие виды выборочного пересказа:

  • пересказ по заданию педагога – пересказ какого-либо эпизода, сцены, пейзажной зарисовки;
  • пересказ по иллюстрации – воспроизведение лишь той части рассказа (сказки), которая изображена на картинке. При пересказе иллюстрация является не только опорой для воспроизведения содержания обычно небольшого отрывка текста, но и возбудителем эмоций, стимулятором речевого творчества;
  • пересказ в параллели, когда, например, один ребенок пересказывает все, что связано с Морозом Красным Носом, другой – все про Мороза Синего Носа (сказка «Два мороза»). Это создает проблемную ситуацию, оживляет занятие.

Для пересказа выбираются такие рассказы (сказки), в которых сравнительно легко выделяются сюжетные линии (сказка «Морозко», рассказ Л. Пантелеева «Честное слово» и др.). Сжатый пересказ предполагает передачу лишь основного содержания текста, без деталей, подробностей. Так, в рассказе Л. Н. Толстого «Птичка» можно опустить описание устройства западни-ловушки для птиц.

Данный пересказ формирует у детей умение вычленять главное, использовать необходимые языковые средства. Поскольку для дошкольников это представляет сложность, элементы сжатого пересказа вводятся лишь в подготовительной к школе группе.

Для сжатого пересказа не рекомендуется использовать тексты, содержащие диалог. Лучше всего применять познавательные тексты, где легко прослеживается действие. Сжатые пересказы – необходимая ступень развития речи. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка и отучить детей от художественных деталей. Поэтому необходимо проводить четкую границу между подробными и сжатыми пересказами.

Творческие пересказы связаны с переработкой литературного текста, когда перед детьми специально ставится задача по перестройке или дополнению текста. Это творческий мыслительный процесс.

Работа мысли при пересказе заключается в анализе и обобщении фактов, в осознании связей и отношений смыслового содержания, в формировании наглядных образов на основе словесного содержания.

В детских садах в старших группах используются следующие варианты творческой перестройки и дополнений при пересказе:

  • пересказ от лица одного из героев;
  • пересказ с «творческими дополнениями».

По мнению Л. М. Гурович, пересказ от лица героя активно ставит ребенка на позицию героя, помогает ему войти внутрь изображаемых событий, уловить истинные взаимосвязи между персонажами, глубже проникнуть в смысл их поступков и тем самым в смысл произведения.

Такой пересказ предполагает интерпретацию всех событий с определенной точки зрения – с точки зрения данного героя. Например, русскую народную сказку «Лиса и волк» дети могут передать от лица лисы, волка или старика, и каждый раз содержание будет перестраиваться в соответствии с точкой зрения персонажа позиция героя побуждает ребенка выделить, «вырвать» из монолитного авторского контекста сюжет данного героя, изложить только те обстоятельства и события, свидетелем которых он мог бы.

Одной из характерных особенностей пересказов детей от лица героя является ярко выраженная сопричастность к событиям, откровенное переживание ребенка за героя. Успешный пересказ от лица героя возможен лишь в случаях когда ребенку все ясно в этой позиции, когда он проникается состоянием персонажа. Дети должны увидеть индивидуальность каждого из героев, понять мотивы, движущие их поступками, выявить взаимоотношения между отдельными героями. Этому должна быть посвящена подготовительная работа к пересказу от лица героя.

Передавая сказку с позиции персонажа, ребенок не буквально воспроизводит текст, а свободно его интерпретирует. При этом внешние отклонения от подлинника связаны со стремлением наиболее точно передать сущность поведения героя, показать его внутренние переживания. А теперь рассмотрим пересказ с творческими дополнениями. Творческие дополнения могут быть сделаны, если дети поняли содержание рассказа (сказки) и хорошо знают все обстоятельства, в которых протекает действие.

Дополнениями могут быть вымышленные эпизоды, детали, выражение своего отношения к тому, о чем рассказано. Так, воспроизводя рассказ М. Пришвина «Еж», ребенок сообщил, что он тоже видел ежа в деревне, а пересказ рассказа Н. Артюховой «Трусиха» дети дополнили выводом: «Больше никто не называл Валю трусихой».

Творческие дополнения развивают воображение детей, стимулируют самостоятельную речь, повышают интерес к тексту и его пересказу. Пересказы дошкольников, как отмечают в своих исследованиях Л.А. Пеньевская, А.М. Леушина, Л.М. Гурович, Г.Я. Кудрина.

Прежде всего, у маленьких Детей отбор главного и второстепенного происходит в основном на эмоциональной основе. Художественное произведение вызывает у них целую цепь воспоминаний из личного опыта, которые при пересказе часто уводят детей далеко от содержания предлагаемого текста.

Для детей характерно сокращение текста за счет:

  • опускания целой группы сведений или отдельных сведений данной группы (описаний, диалогов, эмоциональных состояний героя);
  • опускания тех сведений, которые кажутся детям очевидными;
  • отсекания малознакомой, новой информации;
  • отсекания части фразы (из сложного предложения в простое), использование неполных предложений.

Многие дети не могут без подсказки начать пересказ или, наоборот, подробно, точно воспроизводят начало, но искажают заключительную часть текста. В детских пересказах наблюдаются повторы отдельных слов и словосочетаний, одной и той же фразы в разных местах текста, многочисленные паузы и т.п.

Эти особенности, как показало исследование В. Недоспасовой, во многом определяются тем, что дошкольников зачастую не интересует, насколько передаваемый ими текст понятен слушателю. Они воспроизводят лишь внешнюю канву событий и при этом убеждены, что слушающие не нуждаются в развернутом и полном изложении, что они понимают все с полуслова.

Слушающие же в свою очередь не задают вопросов. По мнению Ж. Пиаже, объясняющие и слушающие исходят из своей непосредственной точки зрения, и поэтому не объединяют отдельные действия героев в единую смысловую цепь. Другими словами, дети не видят ситуацию с двух позиций – с позиции объясняющего и с позиции слушающего. Этому детей надо учить.

Занятия по пересказу во всех возрастных группах имеют общую структуру:

1. Вводная часть. Ее цель – подготовить детей к восприятию произведения, повысить интерес к занятию. Понимание текста многом определяется наличием у детей соответствующего опыта. Поэтому перед чтением важно напомнить дошкольникам аналогичные впечатления из личного опыта.

Так, перед чтением рассказа Я. Тайца «Для всех» можно напомнить детям, как они ловили солнечных зайчиков. Это позволит им более ярко представит описанную ситуацию. Словесное описание совпадет с наглядным образом из их опыта. Перед чтением рассказа Б. Житкова «На льдине» необходимо побеседовать с детьми о том, почему опасно находиться на льдине. Это поможет ребятам глубже осознать драматичность событий рассказа, правильно оценить поведение рыбаков.

Подготовить детей к восприятию произведения помогает также рассматривание иллюстраций и картин. Например: картины изображающие рака и лису (сказка «Лиса и рак»), дают возможность детям увидеть, какие у рака слабые тонкие ноги, но цепкие клешни, сравнить размеры того и другого, что в свою очередь помогает им воспринять комичность ситуации, в которой маленький рак обхитрил большую лису.

Длительность вводной части занятия и ее содержание зависят от, характера и сложности произведения, от возраста детей, их жизненного опыта:

  1. Первичное чтение художественного произведения без установки на запоминание для целостного восприятия произведения. Очень важно выразительно прочитать текст, интонационно выделяя диалог действующих лиц, помогая детям определить свое отношение к событиям рассказа (сказки), к героям.
  2. Беседа по содержанию прочитанного произведения. Беседа помогает ребенку увидеть те внутренние связи, которые он сам не в силах еще вскрыть и осознать. Задавая дошкольникам вопросы по поводу прочитанного, педагог помогает им не только вспомнить, но и осмыслить материал, проанализировать более или менее скрытые связи и отношения, что самостоятельно дети сделать еще не в силах. Беседа закрепляет целостное восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы.
  3. Повторное чтение произведения с установкой на запоминание.
  4. Пересказ произведения детьми.

В зависимости от уровня умений детей, от того, читается ли новое или известное им произведение, от степени трудности его содержания построение занятий может меняться. В частности, может отсутствовать вводная беседа, если рассказ (сказка) детям уже известен или содержание понятно.

При обучении пересказу используются разнообразные приемы. Прежде всего необходимо, чтобы дети осмыслили содержание литературного произведения, логические связи между его отдельными событиями, отдельными элементами. В этом, по мнению А. М. Леушиной и Л.А. Пеньевской, большую роль играют вопросы, задаваемые детям.

С помощью вопросов факты и явления начинают приобретать Для детей иной, более глубокий смысл. Вопросы будят мысль дошкольников, дают ей определенное направление, развивают способность вдумчиво вслушиваться в читаемое, обеспечивают культуру слушания. Роль воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям за внешней тканью рассказа (сказки) увидеть те социальные отношения и идеи, которые составляют их сущность, научить их читать подтекст рассказа (сказки), не удовлетворяясь лишь воспроизведением его фабулы, вдумываться, т.е. вести с ними беседу по поводу прочитанного.

На занятиях по пересказу детям задаются разные типы вопросов. Так, в младших группах широко используются подсказывающие вопросы, с помощью которых педагог добивается повторения детьми целых фраз.

Например:

Воспитатель: «Жили-были дед да баба. Кто жили-были?» Ребенок: «Жили-были дед да баба».

Воспитатель: «Была у них курочка Ряба Кто у них был?» Ребенок: «Была у них курочка Ряба» и т.д.

Постепенно педагог подводит детей к пересказыванию с помощью прямых вопросов, направленных на установление последовательности событий (например, вопросы по сказке Л. Н. Толстого «Три медведя»: «Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?»; «Сколько комнат было в медвежьем домике?»; «В какую комнату девочка сначала вошла?» и т.д.) и наводящих вопросов («Каким голосом заревел Михайла Иванович, когда увидел, что кто-то хлебал из его чашки?»; «Как зарычала Настасья Петровна?»

Начиная со средней группы, детей постепенно приучают к поисковым вопросам, выявляющим осмысление, понимание детьми того, о чем говорится в произведении, требующим анализа отдельных фактов и побуждающим выражать свое отношение к героям.

Например, пересказывая сказку С. Михалкова «Как друзья познаются», детям можно задать следующие вопросы: «О чем сговорились лиса, бобер и кабан?»; «Удалось ли им побродить по новым местам? Почему?»; «Почему бобер сказал, что никуда с ними не пойдет?»; «Кого можно назвать настоящими друзьями?»

Если ребенок затрудняется в пересказывании, ему задаются дополнительные вопросы. Кроме вопросов, выявляющих понимание детьми того, о чем говорится в данном произведении, необходимо задавать вопросы, раскрывающие художественную форму литературного произведения. Это вопросы, выясняющие, как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какие слова и выражения запомнились детям больше всего и другие.

В методической литературе предлагается использовать план пересказа. На практике при работе с детьми средней группы чаще всего используются готовые планы, составленные педагогами. Детей старшего возраста следует специально учить составлению плана, так как применение готовых планов пересказа затрудняет выработку навыка умственной работы.

Интересно
Составление плана предполагает разбивку текста на смысловые части, установление их последовательности. Для понимания произведения важен не столько план сам по себе, сколько процесс его составления. Психологи выделяют два этапа обучения составлению плана.

На первом этапе основной задачей является формирование умения составлять план текста сначала сам по себе, т.е. как интеллектуальное действие. На втором — формирование умения использовать составленный план в целях воспроизведения текста. Вначале обучение осуществляется с использованием наглядных средств (готовых картин, рисунков, выполненных самими детьми), а затем без опоры на них.

Приведем один из вариантов обучения детей составлению плана в виде наглядно-схематической модели, предложенной И. В. Захарютой:

  • текст читается целиком;
  • текст читается по отдельным смысловым частям;
  • после предъявления каждой смысловой части дети должны ответить на вопросы: «О ком (или о чем) говорится в прослушанной части рассказа (сказки)?»; «Что говорится (сообщается) об этом.
  • после того как отдельная часть текста проанализирована, дети должны сами нарисовать картинку в виде контура (схемы) простым карандашом на листе белой бумаги и дать заголовок:
  • когда все части проанализированы и нарисованные картинки разложены в определенной последовательности, детям с опорой на них предлагается повторить названия, придуманные к каждой части.

Опираясь на нарисованный план, детям легче воспроизвести литературный текст, сохраняя его последовательность, не пропуская существенных событий. Важным приемом обучения пересказу является оценка. В процессе пересказа педагог поощряет ребенка улыбкой, кивком головы, вселяя в него уверенность в своих силах. В конце пересказа он дает краткий анализ.

Анализируя детские пересказы, необходимо опираться на следующие требования к ним:

  • осмысленность, т.е. полное понимание текста;
  • полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
  • последовательность;
  • использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена отдельных слов синонимами;
  • правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
  • культура устного рассказа в широком смысле слова (правильная, спокойная поза во время пересказа, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, четкость произношения).

Для развития творческого начала Л.М. Гурович предлагает в старшем дошкольном возрасте использовать словесное рисование Дети словом описывают мысленно представленные эпизоды произведения и героев в этих эпизодах.

Словесные картинки рисуются к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла рассказа (сказки). Также могут выбираться наиболее красивые и в то же время доступные детям картины. Чтобы словесно нарисовать картину, ребенок должен знать текст: обстановку, в которой совершаются события, облик персонажей. Все это требует точного выбора слов. К одному рассказу (сказке) могут быть нарисованы 2-3 картины.

На занятии применяется также игра-драматизаиия. Воспроизводя в игре содержание произведения, каждый участник должен так или иначе реагировать на слова и поведение своих партнеров. Чем глубже дети воспринимают, понимают и переживают эпизоды, слушая сказку (рассказ), тем правдивее они отражают их r игре. В свою очередь выразительная передача в игре художественных образов помогает детям лучше понять основное содержание произведения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)