Понятие электронного бизнеса и электронной коммерции
Электронный бизнес (e-business) — это ведение бизнеса через Интернет или другие электронные сети; все формы электронной бизнес-деятельности. Примерами электронного бизнеса являются электронная коммерция (e-commerce), или электронная торговля (e-trade), электронный консалтинг (e-consulting), электронное издательство (e-publishing house) [PC Week/RE, 6.03.01].
Электронная коммерция (e-commerce, electronic commerce) — комплексная деятельность, ведущаяся посредством телекоммуникационных сетей и включающая: выявление потребителей путем сбора и анализа бизнес-информации, проведение бизнес-трансакций и поддержание онлайновых отношений с потребителями.
Электронная коммерция в узком понимании — это трансакция, совершаемая через компьютерную сеть, в результате которой право собственности или право пользования товаром/услугой передается от одного лица другому.
Электронная коммерция реализуется набором электронных средств, обеспечивающих взаимосвязь между корпорациями, их клиентами, бизнес-партнерами, поставщиками и сотрудниками.
Начало XXI столетия ознаменовалось переходом от столетней индустриально-базированной экономики к ее электронной преемнице — экономике, основанной на Интернет и связанных с ней онлайновых технологиях.
С момента открытия Всемирной сети (WWW) для коммерческой деятельности в 1993 г. электронная коммерция постепенно превращается в доминирующий фактор развития мировой экономики. В 2002 г. только в США электронная коммерция достигала оборота 3 миллиарда долларов, или 2% ВВП страны. К 2005 г. она составит, по прогнозам, 6% ВВП США. Объем электронной торговли в России в 2003 г. оценивался прогнозом Brunswick UBS Warburg в 650 миллионов долларов [Коммерсантъ, 17.04.03, с. 20].
Электронная коммерция дает современному маркетеру ряд преимуществ в сравнении с оффлайновой работой на рынке.
- Глобальный охват. Сеть элиминирует географическую защиту локального бизнеса от национальной (общестрановой) и глобальной конкуренции. Так, например, жители отдаленных городов России сегодня могут покупать книги, программное обеспечение и другие товары в национальных интернет-магазинах (с доставкой по почте), составляющих конкуренцию местным магазинам как минимум по ассортименту. Американский интернет-магазин Amazon.com продает свои книги покупателям всех регионов мира. Крупнейшие автопроизводители (Ford, Nissan, Volvo) используют Всемирную сеть для достижения покупателей автомобилей во всем мире.
- Персонализация. Это создание продукта (и комплекса маркетинга), отвечающего требованиям индивидуального потребителя. Потребители могут заказывать через Интернет индивидуально изготовленные товары — джинсы, рубашки, туфли. Компьютеры Dell не ждут своих покупателей на заводе компании в Аустине. Производство компьютера Dell начинается с момента получения индивидуального заказа потребителя и заканчивается 36 часов спустя, когда готовый компьютер загружается в автомобиль для доставки.
- Интерактивный маркетинг. Коммуникации между покупателем и продавцом через Интернет (корпоративный портал и экст-ранет, форум, чат, дискуссионную группу, web-конференцию, электронную рассылку), оптические диски, виртуальные киоски позволяют идентифицировать спрос и удовлетворять его в точном соответствии с интересами потребителя. Через Интернет обсуждаются параметры продукта, цены и условия сделки. В результате создается идеальный продукт по оптимальной цене, удовлетворяющий обе стороны сделки. Так, например, музыкальные киоски дают возможность посетителям послушать 30-секундные клипы записей для того, чтобы сформировать заказ на индивидуально изготовляемый диск.
- Маркетинг в удобное время. Интернет-магазины открыты для покупателей 24 часа в сутки 365 дней в году.’ Они предоставляют потребителю информацию о товаре, условиях сделки и сам товар тогда-и где это удобно покупателю. Потребители услуг доставки Federal Express могут сделать заказ он-лайн и отслеживать его выполнение через Интернет круглосуточно.
♦ Интегрированный маркетинг. Интернет обеспечивает интеграцию всех элементов маркетингового комплекса, создавая единое системное решение проблем потребителя.
Различают системы электронного взаимодействия (продаж) поставщика с конечными потребителями (В2С – business-to-consumer) и с покупателями-организациями (В2В — business-to-business). Сумма продаж через Интернет конечным потребителям в США достигла в августе 2001 г. 4 миллиарда долларов, при этом средний размер покупки составил 262 доллара.
Воплощением идеи «виртуальных корпораций» явилась система коллаборативной коммерции (c-commerce, collaborative commerce). Эта система создает единое межкорпоративное пространство для ведения совместного бизнеса.
Такая система требует перестройки управленческих подходов и информационно-технологических решений. Коллаборативная коммерция предполагает большую степень интеграции бизнес-процессов компаний-участников, чем электронная коммерция.
Единая инфраструктура, создаваемая в рамках системы коллаборативной коммерции, должна функционировать как единая виртуальная система. Эта система связывает информационные репозита-рии, бизнес-приложения (программы) и бизнес-процессы различных корпораций, расположенных в разных частях мира.
Требования единой виртуальной инфраструктуры предполагают интегрирован-ность корпоративных систем участников в web. Система коллаборативной коммерции обеспечивает высокую реактивность и адаптируемость к динамичным и неопределенным условиям деловой среды; разделение риска принятия решений между ее участниками.
Отличия коллаборативной коммерции от электронной показаны в табл. 3.3.
Характеристики | ||
Виды коммерции | Электронная коммерция | Коллаборативная коммерция |
Содержание информации Сообщество участников Виды взаимодействия Совместная деятельность | Каталоги товаров
Торговые партнеры Покупка, продажа, аукционы Обмен сообщениями |
Мощные информационные активы
Виртуальная корпорация Совместные (общие) бизнес-процессы Обмен интеллектуальным капиталом, знаниями |
Электронная и коллаборативная коммерция предполагают использование компаниями-участниками автоматизированных процессов управления, электронных баз данных, систем управления корпоративными знаниями.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу