Понятие и процессуальная модель мониторинга динамики результатов учебной деятельности студентов

Для получения наиболее высокого результата учебной деятельности целесообразно систематически выявлять степень соответствия образовательного процесса критериям качества, чему способствует отслеживание и учет учебных достижений обучающихся.

Мы придерживаемся позиции Н.Е. Бершадского и В.В. Гузеева, что контроль, отслеживание, учет и анализ, иначе мониторинг, «есть система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которые позволяют судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие, обеспечивать необходимую информационную основу для принятия обоснованных управленческих решений направленных на достижение заданных целей развития объекта».

При этом мониторинг результатов учебной деятельности включает анализ и характеристику динамики, что позволяет наблюдать, корректировать и прогнозировать продвижение каждого студента в его познании.

Мониторинг результатов учебной деятельности студентов как процесс связан с определением: цели; участников и характера их деятельности, результаты которой отслеживаются; методов, форм и средств, гарантирующих объективную оценку.

Основной целью мониторинга результатов учебной деятельности студентов является отслеживание, оценка и анализ динамики результатов учебной деятельности. В учреждении высшего образования мониторинг может рассматриваться как инструмент определения эффективности учебной деятельности студентов.

Мониторинг результатов учебной деятельности студентов обеспечивает решение следующих задач:

  • выявление актуального уровня подготовки студентов по учебной дисциплине;
  • установление характера динамики учебных достижений студентов при изучении данной дисциплины;
  • прогнозирование уровня учебных достижений при изучении данной или смежных учебных дисциплин;
  • определение существующих содержательных и методических проблем преподавания рассматриваемой учебной дисциплины.

Для осуществления мониторинга результатов учебной деятельности студентов нами создана процессуальная модель, которая состоит из пяти последовательно связанных компонентов: организационного, эмпирического, аналитического, демонстрационного и коррекционного. Этот процесс предполагает долгосрочное наблюдение, накопление и систематизацию данных.

Компоненты этого процесса связаны между собой так, что образуют витки спирали, т. е. результаты, полученные на первом уровне (этапе), оказывают влияние на организацию работы на втором уровне (этапе) и т. д. 

Рассмотрим более подробно каждый из компонентов предложенной процессуальной модели.

Организационный компонент включает:

  • определение объекта и предмета мониторинга, а также выбор соответствующего инструментария (пакет измерителей, при помощи которых будет происходить сбор информации: анкеты, комплекты тестовых заданий, диагностические опросники, шкалы измерения;
  • программные средства математической обработки информации) и сроков проведения.

Эмпирический компонент предполагает сбор информации о студенте с использованием таких методов, как: работа с
предоставленными при поступлении в учреждение высшего образования документами, наблюдение, анкетирование, собеседование и других.

Эмпирический компонент также направлен на определение, насколько качественно организована учебная деятельность студента и является ли она эффективной. Для решения данной задачи целесообразно осуществить дополнительное контрольное мероприятие.

Аналитический компонент рассматриваемой модели обеспечивает обработку, систематизацию и анализ полученной
информации, а также на её основе:

  • определение актуальных проблем изучения учебной дисциплины для данного контингента студентов;
  • разработку рекомендаций, позволяющих корректировать целевые установки, структуру содержания обучения, выбор дидактических материалов и методики обучения для повышения качества образования студентов;
  • прогнозирование учебных достижений студентов в процессе изучения данной или смежной дисциплины;
  • создание банка данных для получения возможности осуществления сравнительного анализа при определении эффективности методики обучения, дидактических средств.

Демонстрационный компонент обеспечивает предъявление полученной и обработанной информации  заинтересованным лицам:

  • на кафедру, в деканат соответствующего факультета университета с целью использования её для повышения качества организации образовательного процесса студентов;
  • на кафедры для совершенствования методического инструментария преподаваемой дисциплины (методы и средства обучения) и коррекции содержания;
  • собственно студентам для осознанного управления своей учебной деятельностью.

На основании полученных сведений и рекомендаций на факультетах организуется коррекционная работа по устранению выявленных недостатков образовательного процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)