Принципы управления поведением организации
Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработка планов, создание экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов.
Изучение и овладение этими закономерностями являются необходимыми условиями совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны.
Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов управления – человека – также строится на определенных принципах, внутренних убеждениях, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали.
Эти принципы нельзя считать абсолютной истиной, они лишь инструмент, помогающий руководителю разумнее воздействовать на контролируемую систему и предугадывать реакцию на управляющее воздействие. Принципы управления производством, коллективом и личностью опираются на диалектический закон развития, обобщающий опыт человеческой цивилизации.
При смене социально-политических формаций, как при непрерывном развитии всех явлений в мире, изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления. Изменения политической и экономической ситуации в стране, переход на новый уровень знаний наполняют новым содержанием теорию и практику, нельзя пользоваться принятой системой категорий вечно.
Принципы управления универсальны, т.е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым коллективом – официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым). Трудно сказать, где роль этих принципов особенно актуальна и важна, несомненно только, что социальные объекты управления наиболее сложные и ответственные.
Хотя природную основу личности составляют ее генетические, биологические особенности (человек формируется примерно на 15% благодаря от факторам наследственности и на 85% – под влиянием своего окружения), все же определяющими факторами являются ее социальные свойства:
- взгляды,
- потребности,
- способности,
- интересы,
- морально-этические убеждения и т.п.,
- социальная структура личности формируется в сфере производственной,
- общественной деятельности, а также в сфере семьи и быта.
Наиболее сложным объектом управления является коллектив, т.е. группа людей, объединенная на основе общих задач, совместных действий, постоянных контактов. Интеллектуальный, культурный и моральный потенциал членов коллектива настолько разный, что трудно предсказать реакцию каждой личности на управляющее воздействие.
Как сохранить доброжелательные отношения, установить и удержать взаимопонимание со своим коллегой, как нужно воздействовать на коллектив, чтобы добиться выполнения поставленных задач без конфликтов и стрессов? Принципы управления не панацея, но во всех случаях они не оставят человека без обоснованных, продуманных специалистами-профессионалами рекомендаций.
Итак, принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методов воздействия на коллектив; формируют мотивацию поведения его членов; учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда. Искусство управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя, необходима теоретическая база.
В руководстве персоналом необходим не только «технократический» административный подход, но и социально-этический подход, учитывающий человеческий фактор, который ставится на одно из первых мест в японской системе управления.
Вернемся к философским принципам управления японских компаний:
- Постановка крупной цели, понятной всем, вплоть до рабочих.
- Патернализм – воспитание у занятых на фирме чувства, что они члены одной семьи.
- Пожизненный наем служащих, когда им гарантируется рабочее место до ухода на пенсию.
- Уважение к старшему по возрасту и по должности, беспрекословное подчинение ему.
- Отсутствие привилегий для отдельных категорий работников: одинаковые куртки, общие столовые, отсутствие отдельных кабинетов для управляющих.
- Создание атмосферы свободы дискуссий, поощрение энтузиастов и талантливых людей, уважение и поощрение способностей каждого.
Постараемся обобщить опыт международного менеджмента (включая опыт управленческой деятельности СССР) и выделить основную группу наиболее общих эффективных принципов управления современных организаций.
Рассмотрим важнейшие из принципов управления предприятия в целом, не останавливаясь подробно на кадровой политике.
- Деловая переписка, культура речи
- Внешний вид
- Шесть ошибок, разрушающих общение
- Трудности служебной коммуникации
- Деловая этика, или правила поведения в организации
- Приемы и их организация
- Этикет на официальных мероприятиях
- Межнациональные различия в мимике и жестах
- Восприятие цвета и национальная принадлежность
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу