Русские сезоны в Париже

В начале ХХ века за рубежом русское искусство почти не знали. В 1906 году Бенуа и Дягилев привезли “кусочек” русской культуры в Париж. Выставка занимала 12 залов “Гран-Пале”, где ежегодно проходил “Осенний салон” – авторитетный смотр современной французской живописи. Дягилев привез в Париж более 700 произведений – от древнерусских икон до новейшей живописи: картины Левицкого, Боровиковского, Кипренского, Брюллова, Левитана, Репина, Серова, Бакста, Бенуа, Сомова, Рериха и многих других.

Залы, где экспонировались полотна, были оформлены по эскизам Бакста. В помещении выставки прошло несколько концертов русской камерной музыки. Видавшие виды французы были поражены. В прессе появились восторженные отзывы.

Парижская выставка была первой и еще скромной попыткой познакомить зарубежного зрителя с русским искусством. Ярким ее продолжением стали сезоны “Русского балета” в Париже, организаторами которых был Дягилев и его друзья.

Интересно
Театр всегда притягивал к себе “мирискуссников” . В начале 1900-х годов ров – Александрийского и Эрмитажного. Но работа только сценическими художниками их не устраивала. Они хотели быть не просто оформителями спектаклей, но и их создателями, мечтали о балете, целиком поставленном по их замыслу. Бенуа написал либретто балета “Павильон Армиды”. К постановке привлекли талантливого хореографа Михаила Фокина. В 1907 году балет с успехом прошел на сцене Императорского Мариинского театра. Удача окрылила Бенуа. У него родилась идея показать русский балет за рубежом.

Он познакомил Фокина с Дягилевым, и тот со свойственной ему энергией взялся организовать выступление в Париже. Вмае 1909 года в парижском театре “Шатл” открылся первый сезон “Русских балетов”. Успех был невиданный.

Бенуа писал: “Каждый участник “русского сезона”… чувствовал, что он выносит перед лицом мира лучшее что есть русского, самую свою большую гордость, и что нельзя ему посрамить этот палладиум: русскую духовную культуру, русское искусство после того, как посрамлена и затоптана в грязь вся русская действительность”.

Многое было ново и необычно в этих балетах: фантастические костюмы и декорации замечательных живописцев – Бакста, Бенуа, Рериха, Коровина, Добужинского, новаторская хореография Фокина, исполнительское  искусство выдающихся танцоров – Нежинского, Павловой, Иды Рубинштейн. Дягилев открыл публике Стравинского. На его музыку были поставлены балеты “Жар-птица”, “Петрушка”, “Весна священная”. До начала Первой мировой войны Дягилев и его друзья показали в Париже 22 балета и 10 опер. “Мирискуссникам” удалось, по словам Дягилева, “возвеличить русское искусство на Западе”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)