Служба школьной медиации

Школьные службы примирения являются одной из форм реализации восстановительного подхода к реагированию на конфликтные ситуации. Служба школьной медиации (школьная служба примирения) — новое направление в работе педагога-психолога, позволяющее повысить и его личные профессиональные навыки, и статус школы в целом.

Организация служб школьной медиации в образовательных организациях осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 № 1916-р «О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы».

Основная цель служб школьной медиации (примирения) состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая их вступление в конфликт с законом.

Под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров (конфликтов) при содействии медиатора — независимого лица, привлекаемого сторонами в качестве посредника для содействия в выработке взаимоприемлемого решения.

Школьная служба примирения — это служба, состоящая из взрослых и детей, которая стремится разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом; дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга; увидеть в каждом ученике человека исходя из личностных, а не ролевых отношений; снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.

Метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнёров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.

В помощь образовательным организациям Министерство образования и науки РФ разработало Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07вн).

Указанные рекомендации являются основой для разработки региональных и муниципальных программ, а также стратегий и планов, направленных на:

  • защиту прав и интересов детей и подростков, профилактику правонарушений, помощь детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • создание безопасной среды, способствующей непрерывности формирования психически, физически и нравственно здоровой личности ребенка в образовательной организации и семье;
  • содействие позитивной социализации, а также ресоциализации несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы, исправительных учреждениях, а также тех, кто не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, предотвращение повторных правонарушений.

Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров — от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80–90% случаев применения процедуры медиации завершается достижением медиативного соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно. С 2008 года действует

Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза о медиации, оказывающая существенное влияние на интеграцию медиации в правовую и социальную практику стран членов европейского сообщества и за его пределами.

В России сейчас реализуются две модели медиации в школе: Службы школьной медиации (развивает Федеральный институт медиации) и Школьные службы примирения (МОЦ «Судебно-правовая реформа» и Всероссийская ассоциация восстановительной медиации).

Интересно
В помощь образовательным организациям Министерство образования и науки Российской Федерации 18 декабря 2015 г. направило письмом «О направлении методических рекомендаций» в регионы методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях, разработанные ФГБУ «Федеральный институт медиации», а также методические рекомендации по созданию и развитию школьных служб примирения, разработанные специалистами Всероссийской ассоциации восстановительной медиации, для возможного применения в образовательных организациях.

В соответствии с письмом регионы сами могут выбирать, какие модели медиации развивать в образовательных организациях и с какими организациями сотрудничать.

За последние годы школьные службы примирения созданы во многих регионах и городах России: Москве, Самаре, Тюмени, Пермском крае, Махачкале, Волгограде, Великом Новгороде, Казани, Тюмени и других. Надо отметить, что с каждым годом число созданных служб примирения в образовательных организациях городов России увеличивается.

Это подтверждается данными, представленными в докладе Минобрнауки России в Правительство Российской Федерации от 23 декабря 2015 г.

«Об исполнении пунктов 1,2,7 межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность».

В соответствии с проведенным мониторингом по службам примирения и службам школьной медиации в образовательных организациях России и согласно сведениям, представленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере
образования, наибольшее количество образовательных организаций, в которых созданы службы школьной медиации и школьные службы примирения, зафиксировано в Ставропольском крае (в 91% общеобразовательных организаций), Амурской области (84%), Омской области (84%), Тюменской области (84%), Мурманской области (65%), Пермском крае (65%), Санкт-Петербурге (58%), Новгородской области (58,6%), Белгородской области (50%), Ростовской области (46%), Оренбургской области (46%), Тверской области (45%), Калининградской области (40%), Орловской области (39%), Тульской области (38%), Сахалинской области (37%), Самарской области (35%), Волгоградской области (30%), Костромской области (29%), Краснодарском крае (28%).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)