Средневековая Русь

Средневековье на Руси – это продолжительный период (около пяти веков). История искусства этого периода довольно драматична. Стремление к созданию подлинного, высокого искусства постоянно сталкивалось с различного рода препятствиями, затруднениями. Достаточно вспомнить основные ступени его истории.

Первый период Древнерусского искусства XI–XII веков – домонгольский период. Между искусством Киева, Новгорода, Владимира уже тогда существовало много различий. Но для нас более важно то, что их объединяло. Повсюду происходило освоение и насаждение византийской культуры. В искусстве ценились величавость, роскошь. Но помимо этого оно выполняло и образовательную роль, распространяя идеалы гуманности. В лицах святых в иконописи появляются черты новой нравственности.

Второй период – время татарского нашествия, время древнерусского примитива. На 250 лет Русь оказалась обособленной от других государств. В это время в Европе открылись университеты. А на Руси сокращается население, резко падает грамотность. Отразилось татаро-монгольское нашествие и на нравах русского народа. Чувство отчаяния, безнадежности, унижения надломили гордый, открытый характер русского народа.

Интересно
Татарское иго вырабатывает у него низкие черты характера и нравов: хитрость, неискренность, изворотливость, воровство, корыстолюбие, бесчувствие к обидам, оскорблению и унижению. Телесные наказания и пытки, которых не знало законодательство Древней Руси, к нам пришли из монгольской правовой культуры. Пришло в полный упадок народное самоуправление в русских городах, навсегда замолкли вечевые колокола, а в новых городах России – Москве и Твери – они уже не устанавливались.

Что же позаимствовала культура Руси от культуры татаро-монгольского кочевого этноса? К восточным влияниям можно отнести поголовную перепись населения. От монгол были заимствованы соколиная охота, охота с гончими, приемы ведения боя (которые усвоило Донское казачество), обычай выбора царем невесты из самых красивых девушек страны. Нельзя отрицать наличия в русском языке многих восточных слов, например: магазин, базар, чердак, алтын, сундук, тара, тариф, калибр, лютня, зенит, ставка, многие слова ненормативной лексики перешли в русский язык от монголотатар.

Но вряд ли эти заимствования могут быть сопоставимы с ценой, которую заплатили русская культура и экономика за это восточное влияние.

XV–XVIII века – Московский период. К концу XV века Русь становится – Московской именно в том смысле, что ее центр стал играть несопоставимо большую роль, чем другие города страны. Все импульсы государственной жизни исходят из Москвы. Москва превращается в главный культурный центр России, становится оплотом православия.

Культура все более подчиняется интересам государства. В ней, как в зеркале, отразились идеи, которые диктовала, как правило, церковь. Начиная с середины XVII века, официальное искусство Древней Руси теряет свои достоинства. В нем начинает преобладать шаблон, усиливается ремесленность. Между иконами XV и XVII веков имеется то же коренное различие, как между греческими оригиналами и римскими копиями.

В целом, говоря о древнерусской культуре, можно выделить два ее пласта – церковный и низовой фольклорный. Причем культура, исходящая от Церкви и духовенства, по сути, была тождественна всей высокой культуре. От духовенства исходило образование, почти исключительно с храмом и монастырем были связаны письменность и словесность, архитектура и иконопись.

Низовая культура никогда прямо не противопоставлялась церковной. Она проникала в высокую культуру, пополняя ее отдельными фольклорными элементами. Она сохранялась в повседневной жизни русского человека. Здесь она давала о себе знать в совмещении языческих традиций с православной культуры.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)