Транснациональные корпорации
140. Транснациональные корпорации (ТНК), или многонациональные предприятия, могут быть определены как предприятия, не зависимые полностью от страны их происхождения и формы собственности, имеющие отделения в 2 или более странах, функционирующие в соответствии с системой принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию.
Терминологически понятия ТНК и многонациональное предприятие предполагают и некое смысловое различие между ними. Если ТНК (“корпорации”) рассматривались изначально именно как корпорации, общества, т.е. чисто капиталистические структуры, то под многонациональными понимаются предприятия, которые могут быть и частными, и государственными, причем для них, как и для ТНК, свойственны:
наличие нескольких предприятий в разных странах, определенная связь между ними и способность одного предприятия оказывать существенное воздействие на другие предприятия. Понятие многонационального предприятия введено было в оборот в 1976 г. в документах ОЭСР и уходит от политически-социально окрашенного понятия ТНК, которые – всегда чисто капиталистические образования. Но документы и понятия ОЭСР применимы, естественно, лишь в странах-членах ОЭСР, т.е. по сути в развитых странах.
Значение ТНК, называя их и многонациональными предприятиями (в конце концов, на практике – это преимущественно именно частные ТНК), в мировой экономике исключительно велико: ТНК главные операторы международного торгового и экономического оборота, на них приходится львиная доля иностранных инвестиций и подавляющая часть международных платежей.
С учетом сказанного формально признается и необходимость на международном уровне установления контроля и урегулирования деятельности ТНК, в том числе и в рамках ООН, что, однако, в течение уже нескольких десятилетий не приводит к реальным результатам.
141. Что касается правового статуса ТНК, то исходя из классических концептуальных подходов международного публичного права, следует понимать, что ТНК, не обладая непременными свойствами государства и не будучи учреждены в качестве межправительственных организаций, не могут претендовать на статус субъекта международного права, ибо как бы мощна ни была финансово-экономически любая ТНК и как бы слабо и бедно ни было то или иное государство, ТНК и государство всегда будут не равны не только формально-юридически, но и практически.
Правам субъекта международного права корреспондируют и соответствующие обязанности, способности нести международную ответственность по своим обязательствам, с одной стороны, и возможности осуществления и защиты своих прав, включая средства коллективной и индивидуальной обороны и т.д., с другой стороны. Соответствующие возможности государств и ТНК в этих отношениях лежат в разных плоскостях.
Не могут рассматриваться ТНК и в качестве международных организаций (см. выше). Следует поэтому рассматривать ТНК не в качестве субъекта международного права, но предмета (дестинатора) его регулирования.
Этой простой истины желательно было бы придерживаться и в науке, и в политике, как бы ни были настойчивы голоса, в том числе и в доктрине международного права, пытающиеся аргументировать необходимость (?!) наделения ТНК международной правосубъектностью. К сожалению, такие голоса слышны и в отечественной доктрине.
И если такая позиция американских и западноевропейских юристов может быть объяснена, в частности, и прямой заинтересованностью их клиентуры (ТНК), то теоретические изыскания в этом направлении наших исследователей можно объяснять либо так же, как, возможно, и западных авторов, сознательной заданностью, либо лишь желанием не отстать от “передовых” новаций в науке.
- Легализация документов для зарубежного применения
- Признание и исполнение иностранных судебных решений и исполнение судебных поручений
- Международно-правовое содействие арбитражному урегулированию частно-правовых споров
- Вашингтонская конвенция 1965 г
- Киевское соглашение о порядке разрешения споров по осуществлению хозяйственной деятельности
- Экономический суд СНГ
- Суд Европейского союза
- Международный трибунал по морскому праву
- Система урегулирования межгосударственных торговых споров в рамках ВТО
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу