Управленческая деятельность руководителя и его социально-психологическая компетентность
В юридической литературе компетенция должностного лица определяется как система его полномочий (юридических прав и обязанностей) по осуществлению задач и функций, закрепленных за ним соответствующими нормативными правовыми актами. Однако компетенция и компетентность должностного лица имеют различную природу.
В отношении содержания понятия компетентности руководящего состава в современной научной литературе нет единства.
Наиболее широко используется определение компетентности как знания своей деятельности, существа выполнения работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей.
Так, Г. С. Никифоров предложил рассматривать компетентность в широком (как степень общественной зрелости и образованности всех людей) и узком (как знания и умения руководителя) смысле слова.
В широком смысле слова компетентность может быть рассмотрена с трех сторон:
- как методологический принцип руководства и управления;
- как форма проявления сознательной общественной активности;
- как элемент социальной роли руководителя.
Наиболее распространенными являются следующие определения компетентности.
Компетентность выражает интеллектуальное соответствие руководителя тем задачам, решение которых обязательно для работающего на этой должности человека.
Компетентность является одним из компонентов личности или совокупностью известных ее свойств, обусловливающих успех в решении определенного круга задач.
Анализируя приведенные дефиниции, можно заметить, что компетентность рассматривается не как какое-то неопределенное необходимое для руководителя свойство, а как конкретно измеряемое качество личности. Компетентность руководителя поставлена в прямую связь с деятельностью, т. е. с результативностью решения проблемных задач. При этом вводятся психологические аспекты понятия «компетентность», указывается на связь компетентности с лично-стью — как в целом, так и с ее подсистемами.
В исследованиях социально-психологической компетентности руководителей различных отраслей деятельности, проведенных в 90-х годах прошедшего столетия рядом отечественных и зарубежных ученых, социально-психологическая компетентность была определена как мера связи объективной управленческой деятельности и субъективных возможностей личности, что объединяет два вышеизложенных подхода к рассмотрению данного понятия.
Социально-психологическая компетентность руководителя (как составляющая управленческой компетентности) рассматривается как определенный уровень развития его коммуникативных качеств, способность к адекватному межличностному восприятию и взаимодействию, умение предупреждать и разрешать конфликты в коллективе, оптимально сочетать различные стилевые приемы управления с требованиями служебных задач и с особенностями коллектива1.
Социально-психологическая компетентность:
- имеет свои предпосылки — социально-психологические характеристики человека (ценности, убеждения, установки, способности, мотивы, знания в области социальной психологии, разнообразный опыт участия в социальной жизни);
- зависит от конкретного вида деятельности и ситуаций, которые возникают при ее осуществлении, от их напряженности, динамизма;
- проявляется в конкретных результатах данной деятельности (так называемые внешние результаты, связанные с качеством разрешения тех или иных ситуаций, и личностные оценки деятельности — удовлетворенность субъекта данным результатом).
Согласно классификации, предложенной Е. А. Климовым, профессиональную деятельность по управлению людьми, к которой, в частности, принадлежит и руководство, следует отнести к социономическому типу «человек — человек». Это предполагает, что одним из главных направлений деятельности руководителя выступает организация коммуникации подчиненных. От него зависит существование, развитие и поддержание коллективной деятельности.
Б. Д. Парыгин связывает социально-психологический аспект руководства с фактом включения в процесс руководства и подчинения «человеческого фактора» в общую систему организации и управления социальными процессами1.
Таким образом, понятие социально-психологической компетентности тесно связано с категорией общения, является значимой детерминантой совместной деятельности и, следовательно, может служить средством ее оптимизации. В то же время коммуникативная компетентность соотносится только с уровнем межличностных отношений, тогда как социальная компетентность как адаптивное явление проявляется на различных уровнях.
Социально-психологическая компетентность руководителя, реализующаяся в конкретной профессиональной деятельности, соотносится со степенью развития служебного коллектива и характеризуется определенным уровнем адаптации руководителя к заданной социальной роли (уровнем социальной компетентности).
Она проявляется в восприятии и понимании руководителем своих подчиненных, в обращении и отношениях с окружающими, в глубине его психологического включения как в предметную, профессиональную, так и в коммуникативную деятельность, психологическую атмосферу, характеризующую состояние его межличностных отношений в коллективе и удовлетворенности результатами профессиональной деятельности.
Содержательная сторона управленческой деятельности руководителя определяется условиями деятельности коллектива, иерархическим уровнем и должностным положением субъекта управления.
Социально-психологический анализ позволяет выделить в управленческой деятельности руководителя следующие основные направления работы с подчиненными:
- создание из совокупности сотрудников гармоничного единого целого — коллектива;
- обеспечение выполнения совместных действий сотрудников на определенном отрезке времени при выполнении профессиональных (служебных) задач;
- организация эффективного взаимодействия между членами коллектива;
- формирование личностных и деловых качеств сотрудников, управление морально-психологическим потенциалом и деловыми возможностями коллектива;
- предупреждение, своевременное выявление и разрешение служебных конфликтов.
Среди должностных обязанностей руководителя можно выделить ряд функций, предполагающих его взаимодействие с подчиненными на различных уровнях:
- обеспечение координации действий сотрудников по выполнению конкретных задач, стоящих перед органом внутренних дел;
- обучение, воспитание и личностное развитие подчиненных;
- изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников;
- регулирование социальных процессов в коллективе и формирование в нем благоприятного социально-психологического климата.
Такое целенаправленное воздействие на социально-психологические процессы в системе «руководитель — коллектив — сотрудник» в целях достижения желаемого конечного результата является функцией управления и требует от руководителя знания и учета психологических закономерностей совместной деятельности.
Системообразующим фактором, детерминирующим целенаправленное функционирование элементов социально-психологической компетентности руководителя, является управленческая деятельность руководителя.
Среди основных условий деятельности руководителя, оказывающих существенное влияние на формирование его социально-психологической компетентности, выделяют две группы:
- внутренние (высокий уровень психической напряженности труда; жесткие временные и ресурсные ограничения при принятии управленческих решений; многообразие и сложность профессиональных задач; информационная неопределенность при выработке решений; необходимость регулирования социально-психологического климата в коллективе; повышенная ответственность за конечные результаты и профессиональные ошибки и др.);
- внешние (изменяющаяся оперативная, экономическая, социальная обстановка; противоречивость нормативных предписаний, их неопределенность; отсутствие в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности руководящих кадров; множественная подчиненность руководителя и др.).
Таким образом, руководитель, повышая уровень социально-психологической компетентности, более эффективно взаимодействует с различными субъектами системы «руководитель — коллектив — сотрудник», что приводит к совершенствованию управления, так как вся система регулирования в организации пронизана взаимозависимыми связями на уровне всех ее подсистем.
Соответственно этому можно выделить объективные, объективно-субъективные и субъективные условия формирования социально-психологической компетентности руководителя.
- Соответствующая программа сотрудника
- Управление карьерой
- Кадровая политика по мнению В.П. Чемекова
- Этапы карьерного развития по В.А. Чикеру
- Этапы карьеры по И.П. Лотовой
- Этапы и развитие профессиональной карьеры
- Разновидности карьер
- Определение понятия карьеры
- Методы повышения эффективности управленческих решений
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу