Международно-правовое регулирование института интеллектуальной собственности

В ст. 2 Стокгольмской конвенции 1967 г., учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (далее – ВОИС), сдержится понятие «интеллектуальная собственность», которая включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио-, телепередачам, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной и художественных областях. Согласно данной Конвенции интеллектуальная собственность – субъективные права на результаты интеллектуальной деятельности (на нематериальные объекты).

Интересно
Как в национальном законодательстве, так и в международных соглашениях защищается не материальный носитель творческой деятельности как таковой, а порождение человеческого разума. Интересы общества, связанные с использованием интеллектуальной собственности, защищаются ограничением прав автора во времени, по территории и предмету. Право на интеллектуальную собственность – это не одна из категорий права собственности.

Право на результаты творческой деятельности отличается от права на вещи, материальный предмет, в котором воплощен этот результат. Например, право собственности на картину принадлежит ее владельцу, а право интеллектуальной собственности принадлежит создателю картины (художнику). Таким образом, интеллектуальные и вещные права – это два самостоятельных гражданско-правовых института.

В отличие от собственности в материальном понимании интеллектуальная собственность имеет строго территориальный характер. Это означает, что она возникает, признается и защищается исключительно на территории того государства, где было создано произведение, где запатентовано изобретение, открыт секрет производства. Так, например, если литературное произведение, созданное на территории одного государства, переиздается на территории иностранного государства без согласия автора, то такое переиздание не является нарушением авторских прав.

Преодолеть признак территориальности в защите интеллектуальной собственности помогает заключение международных соглашений (региональных, двусторонних) о взаимном признании и защите прав на результаты творческой деятельности, возникших в других государствах. При отсутствии международного соглашения авторское право на территории другого государства не признается. Принято делить интеллектуальную собственность на авторское право и так называемые смежные права и промышленную собственность.

Для первой группы характерно то, что созданные авторами произведения являются результатом творческой деятельности, не могут повторяться, в них охраняется, прежде всего, неповторимая форма. В этой связи авторские права не требуют какой-либо специальной регистрации, возникают в силу создания самого объекта и придания ему какой-либо доступной формы.

Объекты же промышленной собственности повторяемы. Разные люди могут создать одно и то же изобретение. В связи с этим для возникновения прав на них необходимо государственное признание первенства автора, его прав, что выражается в государственной регистрации соответствующего объекта. Таким образом, права на объекты промышленной собственности и средства индивидуализации возникают с момента государственной регистрации.

В большинстве иностранных государств действуют либо специальные органы, осуществляющие государственную политику в сфере авторского и смежных прав, либо государственные учреждения, компетентные в обеих сферах – промышленной собственности и авторском праве.

В целом можно выделить следующие особенности международно-правового регулирования интеллектуальной собственности:

  1. Право интеллектуальной собственности охраняются институтами публичного права (государственная регистрация прав, выдача патентов и т. д.).
  2. Срочный характер охраны прав на интеллектуальную собственность, в отличие от вещных прав. Например, согласно ст. 1281 ГК РФ срок действия исключительного права на произведение действует в течение жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
  3. Право интеллектуальной собственности носит строго территориальный характер, то есть защищается правом того государства, на территории которого произошла регистрация этих прав.
  4. Основным правовым инструментом обеспечения трансграничной охраны прав на интеллектуальную собственность является заключение международных договоров в этой области.

Интеллектуальные права, возникающие в связи с охраной, защитой и использованием произведений науки, литературы и искусства, представляют собой традиционную категорию авторских прав. Авторское право можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах.

Авторское право в объективном смысле – это совокупность гражданско-правовых норм, которые:

  • устанавливают условия признания произведения науки, литературы и искусства охраняемым объектом;
  • устанавливают основания возникновения и порядок осуществления интеллектуальных прав на произведение;
  • регулируют отношения по поводу использования произведения и распоряжения правами на произведение;
  • предусматривают охрану интеллектуальных прав на произведение и способы их защиты.

В субъективном смысле – это имущественные и личные неимущественные права авторов и других лиц на объекты авторских прав. Россия активно расширяет международное сотрудничество в сфере охраны и использования художественных произведений, исполнительского творчества и других объектов авторских прав. Развитию широкого культурного обмена с зарубежными странами, несомненно, способствует участие в основных многосторонних конвенциях в этой сфере.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (далее – Бернская конвенция) – старейшая авторская конвенция, была принята еще в XΙX в. – 9 сентября 1886 г. За столь длительный период действия конвенция претерпела несколько редакций, последняя их которых датируется 1971 г. Россия присоединилась к Конвенции с 13 марта 1995 г.

Данная международная конвенция имеет обратную силу, то есть распространяется на те произведения, которые до ее вступления в силу в соответствующем государстве не охранялись, при условии, если не истек срок их охраны. Это имеет существенное значение для иностранных лиц, поскольку у них возникает возможность получить вознаграждение за использование своего произведения. Участники конвенции образовали так называемый «Бернский Союз», административные функции которого выполняет ВОИС (ст. 1).

Срок охраны авторского права по Бернской конвенции учитывает время жизни автора и 50 лет после его смерти (ст. 7). Это минимальный срок, и страна – участница Бернской конвенции может его увеличить. Так, например, в России, согласно ст. 1281 ГК РФ, срок действия исключительного права на произведение действует в течение жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

В Бернской конвенции подробно регулируется содержание авторских прав. Их объем определяется по законодательству страны, где представляется требование об охране. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (далее – Всемирная конвенция) была разработана под эгидой ЮНЕСКО и подписана на конференции в Женеве в 1952 г. (в ред. 24.07.1971). СССР является участником конвенции с 27 мая 1973 г., конвенция обратной силы не имеет. Данное международное соглашение предусматривает ряд преференций для так называемых развивающихся стран.

В частности, предусмотрена возможность выдачи государством принудительных лицензий на перевод произведений в просветительских, научных и образовательных целях. Установлен минимальный срок охраны прав авторов по данной конвенции – в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти. Национальным законодательством стран-участниц он может быть увеличен.

Еще одной отличительной чертой Всемирной конвенции является необходимость соблюдения определенных требований в отношении охраняемых произведений: все экземпляры произведений помечаются специальным символом ©, указывается имя правообладателя и год первого выпуска в свет. Это связано с тем, что в некоторых странах американского континента требуется выполнение различных правил и требований (регистрация, депонирование произведений) как обязательное условие предоставления охраны, которые заменяются для произведений, охраняемых конвенцией, изображением знака авторского права.

Интересно
Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г. – это специальное соглашение, возможность заключения которого допускается в ст. 20 Бернской конвенции. Договор касается охраны произведений и прав их авторов в цифровой среде, в частности расширяет круг охраняемых объектов, включая компьютерные программы и базы данных. К договору присоединились 102 государства. Российская Федерация в нем не участвует.

Помимо прав, признанных Бернской конвенцией, договор предоставляет авторам некоторые имущественные права, в частности право автора на продажу (иную передачу права собственности) оригинала и экземпляров своего произведения. Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (Соглашение ТРИПС) 1994 г. сформулировало требования к законодательству об интеллектуальной собственности стран, желающих стать членами ВТО. Настоящее соглашение является элементом всемирной торговой системы и имеет обязательную силу для всех членов ВТО. Российская Федерация является членом ВТО с 22 августа 2012 г.

Соглашение содержит судебные, административные и таможенные меры защиты нарушенных прав. Статья 41 указывает на обязанность стран-участников обеспечить в национальном законодательстве процедуры для осуществления прав интеллектуальной собственности, позволяющие прибегнуть к эффективным действиям, направленным против любого нарушения таких прав. Эти процедуры применяются таким образом, чтобы избежать создания барьеров в законной торговле и обеспечить защиту против злоупотреблений ими.

Должна быть обеспечена возможность обращаться к гражданским судебным процедурам для обеспечения прав на интеллектуальную собственность: наложение судебных запретов (ст. 44), право на возмещение убытков (ст. 45). Возможность применения аналогичных административных процедур (ст. 49). Наряду с многосторонними конвенциями Россия заключила со многими странами новые двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав. Для примера можно привести Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимной охране авторских прав (Москва, 1993 г.), соглашения с Австрией, Швецией, Польшей, Словакией, Чехией и рядом других стран.

Бернская конвенция разъясняет термин «литературные и художественные произведения» как «все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены» и дает весьма широкий открытый перечень основных форм (п. 1 ст. 2). Российское законодательство, например, указывает, на обязательный признак, чтобы произведение существовало в объективной (то есть воспринимаемой иными, кроме автора, лицами) форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ).

Охраняются как опубликованные произведения, так и неопубликованные (ст. 3 Бернской конвенции), по терминологии Всемирной конвенции – «выпущенные в свет» и «не выпущенные в свет» (ст. II Всемирной конвенции).

В связи с этим необходимо раскрыть содержание этих терминов. Бернская конвенция наиболее полно раскрывает понятие «опубликованное произведение» (п. 3 ст. 3), под которым следует понимать «произведения, выпущенные с согласия их авторов, каков бы ни был способ изготовления экземпляров, при условии, что эти экземпляры выпущены в количестве, способном удовлетворить разумные потребности публики». Важно также подчеркнуть, что произведение, чтобы считаться опубликованным, должно быть опубликовано с согласия автора.

Определение понятия «выпуск в свет», которое дано в ст. VI Всемирной конвенции, похоже на рассмотренное выше определение, но с одним существенным отличием: под ним понимается «воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия».

Таким образом, из объема данного понятия выпадают любые звукозаписи, то есть в соответствии с Всемирной конвенцией не подлежат охране звукозаписи и иные произведения, не воспринимаемые зрительно. Основания предоставления и общие принципы конвенционной охраны авторских прав. В основу конвенционной охраны положены два критерия – гражданство автора и территориальный.

На основании критерия гражданства автора подлежат охране как выпущенные, так и не выпущенные в свет произведения, авторы которых либо являются гражданами государств – участников соответствующих конвенций, либо имеют свое обычное местожительство на их территории (п. 1 (а) и 2 ст. 3 Бернской конвенции, ст. II Всемирной конвенции). При этом не играет роли, в каком государстве произведение было опубликовано (выпущено в свет).

Территориальный критерий предоставления охраны применяется только в отношении произведений авторов, не являющихся гражданами стран-участниц и не имеющих в них основного места жительства. В данном случае охрана предоставляется, если произведение впервые выпущено в свет в одной из стран – участниц конвенций (п. 1 (Ь) ст. 3 Бернской конвенции, п. 1 ст. II Всемирной конвенции).

К общим положениям конвенционной охраны можно отнести:

  • принцип национального режима, предоставление охраны вне зависимости от соблюдения формальностей;
  • срочный характер охраны;
  • отсылка к праву страны, где испрашивается защита, в качестве основного коллизионного начала.

Основные права авторов. Все права, принадлежащие авторам произведений, подразделяются на две основные группы: личные неимущественные права и имущественные права.

В первую группу включаются: право требовать признания авторства (объединяющее право признаваться автором произведения и право на имя); право противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению произведения, противодействовать любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора (п. 1 ст. 6 bis Бернской конвенции). Такие права существуют независимо от имущественных прав автора и полностью сохраняются в случае их уступки.

Следующая группа прав, имеющих особое экономическое значение для автора и его правопреемников, – это имущественные права:

  • исключительное право автора переводить и разрешать переводы своих произведений (ст. 8 Бернской конвенции, ст. V Всемирной конвенции);
  • право на воспроизведение – исключительное право разрешать воспроизведение произведений любым образом и в любой форме (ст. 9 Бернской конвенции, ст. IV bis Всемирной конвенции). Любая звуковая или визуальная запись признается воспроизведением (п. 3 ст. 9). Это право авторов может быть ограничено, то есть страны Бернского союза сохраняют за собой право разрешать воспроизведение на основании закона без согласия автора, если это не наносит ущерба его законным интересам и не нарушает нормальной эксплуатации произведения. Примером таких ограничений может служить право частной копии (ст. 1273 ГК РФ);
  • право на передачу в эфир (ст. 11 bis Бернской конвенции);
  • право долевого участия на оригиналы произведений искусства и рукописей (ст. 14 ter Бернской конвенции). Оно заключается в том, что в отношении оригиналов произведений искусства и оригиналов рукописей (в том числе музыкальных произведений) автор, а после его смерти правопреемники имеют неотчуждаемое право на долю от цены при каждой последующей продаже произведения, следующей за его первой уступкой;
  • право ни переделку произведений (ст. 12 Бернской конвенции). Авторы обладают возможностью разрешать переделки, аранжировки и иные изменения своих произведений. Такие производные произведения охраняются как оригинальные при условии соблюдения прав автора первоначального произведения. Кроме того, Бернская конвенция выделяет группу прав, которыми наделены авторы отдельных категорий произведений.

Смежные права – сравнительно новый правовой институт, которому посвящена гл. 71 ГК РФ. Категория смежных прав тесно связана с авторским правом, однако это самостоятельный институт интеллектуальных прав. Связь между ними выражается в том, что процесс распоряжения смежными правами нередко включает использование чужого произведения, и, соответственно, возникает необходимость получить согласие автора. Для возникновения смежных прав регистрации или соблюдения иных формальностей не требуется (как для авторских прав), однако необходимо, чтобы их объект был зафиксирован с помощью тех или иных технических средств.

Субъекты: артисты-исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания.

Объектами смежных прав выступают, соответственно, исполнение (пение, чтение, декламация, исполнение любым иным способом литературного или художественного произведения), фонограмма (исключительно звуковая запись какого-либо исполнения или иных звуков), передача в эфир, под которой понимается передача беспроволочными средствами звуков или изображений для приема публикой (ст. 3 Римской конвенции).

Авторские и смежные права также регулируются различными международными соглашениями. Россия участвует в трех многосторонних международных договорах:

  1. В Конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция) 1961 г. Она вступила в силу в 1964 г. Ее участниками являются около 40 государств – членов Бернской или Всемирной конвенции по авторскому праву. Россия в ней участвует с 2003 г.

Международное соглашение базируется на принципе национального режима, который предоставляется по законодательству страны, где испрашивается охрана указанным выше субъектам (ст. 2 Римской конвенции) и содержит требования к минимальному уровню охраны смежных прав. Так, например, срок охраны смежных прав составляет 20 лет. При этом государства-участники, установившие более длительные сроки охраны, не обязаны распространять их целиком на субъекты тех стран, где этот срок меньше.

В ст. 11 Римской конвенции предусмотрено правило, по которому в случае если национальное законодательство требует соблюдения определенных формальностей в качестве условия для предоставления охраны субъектов смежных прав (артистов-исполнителей или производителей фонограмм), они будут считаться соблюденными, если все выпущенные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм либо их упаковка помечены специальным символом – латинской буквой «Р» в окружности с указанием даты первой публикации. Если на экземпляре или упаковке нет имени, товарного знака и других соответствующих символов, то знак «Р» должен включать имя владельца права на изготовление фонограммы.

Конвенция обоснованно подвергается критике со стороны Союза радиовещателей, поскольку является закрытой для государств, не участвующих в Бернской и Всемирной конвенциях. Кроме того, она не охраняет права ряда артистов, в частности цирка, варьете и эстрады.

2. Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г., разработанной Международной федерацией грамзаписи Ее участниками являются более 55 государств, в том числе и Россия (с 1995 г.). Женевская конвенция дополнила Римскую конвенцию в отношении правовой охраны фонограмм, предоставим им особый режим охраны, в котором используются механизмы антимонопольного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Государства-участники взяли на себя обязательства охранять интересы производителей фонограмм от незаконного производства, ввоза и распространения копий фонограмм (ст.

В отличие от предыдущих договоров здесь государства предоставили иностранцам режим наибольшего благоприятствования вместо национального режима. Применимое право определяется по законодательству государства гражданства изготовителя фонограмм.

3. Соглашении о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г., заключенное в Москве 11 странами СНГ, в том числе и Россией. Соглашение открыто для подписания другими странами, ранее входившими в состав СССР. В отношении сроков охраны соглашение исходит из того, что может быть применен принцип материальной взаимности, то есть государство, где испрашивается охрана, не обязано предоставлять охрану на более продолжительный срок, чем срок охраны, установленный в стране происхождения.

Предусматривается, кроме того, совместная работа по борьбе с незаконным использованием объектов авторского права и смежных прав, принятие мер по созданию и функционированию национальных авторско-правовых организаций, решение вопросов об избежании двойного налогообложения авторского вознаграждения, определении порядка взаимных расчетов и принятии мер для своевременного их осуществления. Основания предоставления и общие принципы конвенционной охраны смежных прав. Основания предоставления охраны отличаются в зависимости от того, каким субъектам она предоставляется. Основания предоставления охраны исполнителям установлены ст. 4 Римской конвенции.

Для этого достаточно любого из следующих условий:

  • исполнение имело место в другом договаривающемся государстве;
  • исполнение включено в фонограмму, охраняемую на основании данной конвенции;
  • исполнение, не записанное на фонограмму, распространяется путем передачи в эфир, охраняемой на основании данной конвенции.

Важно отметить, что такой критерий, как гражданство исполнителя, в число условий для предоставления охраны Римской конвенцией не включен. Следовательно, если исполнение исполнителя – гражданина участвующего в Римской конвенции государства было произведено в каком-либо третьем государстве, то такое исполнение под охрану Римской конвенции не подпадает.

Основания предоставления охраны производителям фонограмм предусмотрены в ст. 5 Римской конвенции, их три: гражданство производителя фонограммы, место первой записи звука и место первой публикации в другом договаривающемся государстве. Основания предоставления охраны передачам вещательных организаций закреплены в ст. 6 Римской конвенции. Для этого достаточно соблюдения любого из двух условий: штаб-квартира вещательной организации расположена в договаривающемся государстве либо там расположен передатчик, с помощью которого осуществляется передача в эфир.

Основные права субъектов смежных прав.

К числу исключительных прав артистов-исполнителей Римская конвенция относит:

  • право разрешать сообщение исполнений для всеобщего сведения, в том числе путем передачи в эфир, если используемое для передачи в эфир или публичного сообщения исполнение не было ранее передано в эфир и не осуществляется с использованием записи (п. 1а ст. 7). Таким образом, настоящее право распространяется только на случаи первого сообщения исполнения для всеобщего сведения. При этом надо помнить, что каждое новое исполнение представляет собой самостоятельный объект охраны;
  • право разрешать первую запись (на материальный носитель) исполнения (п. 1b ст. 7);
  • право на воспроизведение (п. 1с ст. 7). Данное право существует, только если первоначальная запись была сделана без согласия исполнителя (принудительная лицензия и т. д.) либо когда воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, на которые исполнитель дал свое согласие.

Права производителей фонограмм закреплены в Римской конвенции в общей форме: они имеют исключительное право разрешать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм (ст. 10). Кроме того, хотя они не вправе запрещать публичное сообщение и передачу в эфир фонограмм, опубликованных ими в коммерческих целях, они имеют право на разовое справедливое вознаграждение от пользователя фонограммы. Такое же право имеют и исполнители в отношении своих исполнений, зафиксированных на фонограммах. Условия распределения вознаграждений определяются соглашением исполнителей с производителями фонограмм, а при его отсутствии – внутренним законодательством (ст. 12).

Организации эфирного вещания в соответствии с Римской конвенцией имеют, во-первых, те же права, что и исполнители, а также исключительное право на ретрансляцию своих передач (п. а ст. 13) и сообщение для всеобщего сведения своих телевизионных передач, если оно осуществляется в местах, доступных для публики за входную плату (п. d ст. 13).

Под промышленной собственностью понимают субъективные права на новшества, созданные в результате интеллектуальной творческой деятельности преимущественно в технической сфере (изобретения, промышленный дизайн, товарные знаки и т. д.). Термин «промышленная собственность» используется в тексте Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. – в старейшем международном соглашении в области интеллектуальной собственности.

В соответствии с правилами п. 2 ст. 1 Парижской конвенции объектами промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции. Помимо указанных объектов современные теоретики и практики к промышленной собственности относят секреты производства (ноу-хау), селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, средства индивидуализации.

Права промышленной собственности, как, например, и авторские права, имеют территориальный характер. То есть права действуют на территории конкретного государства и не имеют действия за его пределами. Для возникновения исключительных прав в других странах необходимо их признание на территории иностранного государства с учетом местного законодательства. Например, чтобы гражданин Российской Федерации смог получить патент на изобретение в Бельгии, заявитель обязан запатентовать новшество в бельгийском патентном ведомстве, оформив патентную заявку в соответствии с требованиями патентного бельгийского законодательства.

Еще одним ограничением исключительных прав является их срочный характер. По истечении срока действия охраны новшества переходят в общественное достояние и могут безвозмездно использоваться любыми лицами.

Источниками правового регулирования промышленной собственности являются, как правило, специальные законы по охране отдельных объектов промышленной собственности, законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции и общие нормы частного права. Особое место в правовом регулировании отводится международным соглашениям.

Интересно
Среди них важнейшее значение имеют международные договоры в области установления международной системы охраны объектов промышленной собственности. Старейшим среди них является Парижская конвенция по охране промышленной собственности, которая была подписана в 1883 г.

Участниками соглашения являются около 160 государств. СССР присоединился к Конвенции во всех ее редакциях с 1 июля 1965 г. Присоединение к Конвенции влечет для государств-участников признание устанавливаемых ею преимуществ и необходимость соблюдения ряда основополагающих принципов. Важнейшими из них являются принцип национального режима (ст. 2), правило о конвенционном приоритете (ст. 4) и принцип временной охраны объектов промышленной собственности (ст. 11).

Наиболее значимым является правило о конвенционном приоритете, согласно которому любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на объекты промышленной собственности в одной из стран Союза, или правопреемник этого лица пользуются для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение установленных сроков: для патентов на изобретения и полезные модели – 12 месяцев, а для промышленных образцов и товарных знаков – 6 месяцев. Отсчет этих сроков начинается с даты подачи первой заявки, при этом день подачи в срок не включается.

Региональным соглашением в области установления международной системы охраны объектов промышленной собственности является Евразийская патентная конвенция 1994 г. Конвенция вступила в силу 12 августа 1995 г. Участниками соглашения в настоящее время являются девять государств – участников СНГ, в том числе и Россия. Конвенция имеет целью создание международной системы получения правовой охраны изобретений на основе единого патента, действующего на территории государств, которые являются участниками конвенции.

К ключевым материальным нормам патентного права, согласно конвенции, относятся правила об условиях патентоспособности изобретения (ст. 6), о содержании патентных прав и об объеме правовой охраны (ст. 9, 10), о принудительном лицензировании (ст. 12). В целях специальной защиты олимпийского символа, представляющего собой пять переплетенных колец в одноцветном или многоцветном изображении, олимпийского флага и олимпийского девиза («Быстрее, выше, сильнее») 26 сентября 1981 г. в Найроби (Кения) был заключен договор об охране олимпийского символа. В отношении Советского Союза Найробский договор вступил в силу с 17 апреля 1986 г.

Так, согласно ст. 1 договора любое государство-участник обязано отказывать в регистрации или признавать недействительной регистрацию в качестве знака и запрещать путем соответствующих мер использование в качестве знака или другого обозначения в коммерческих целях любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ в таком виде, как это определено в Уставе Международного олимпийского комитета (МОК), кроме тех случаев, когда на это имеется разрешение указанного комитета.

Договор о законах по товарным знакам был заключен 27 октября 1994 г. Россия присоединилась к договору 11 мая 1998 г.2 Целью его заключения является гармонизация национальных законов о товарных знаках стран-участниц. Договор практически не содержит материальных норм законодательства о товарных знаках, а основная часть его положений касается процедурных вопросов регистрации товарных знаков и знаков обслуживания патентными ведомствами.

Единственным международным соглашением, которое комплексно регулирует наиболее принципиальные вопросы международного сотрудничества в сфере правовой охраны селекционных достижений в области растениеводства, является Международная конвенция по охране селекционных достижений 1961 г.

Важнейшими положениями конвенции являются нормы об условиях предоставления права селекционера (гл. III), о заявке на предоставление права селекционера (гл. IV), о праве селекционера (гл. V). Так, согласно ст. 5 Конвенции условиями предоставления правовой охраны новому сорту растений являются новизна, отличимость, однородность, стабильность.

Селекционер, подавший в установленном порядке заявку на предоставление правовой охраны сорту в одной из стран-участниц (первая заявка), пользуется в течение 12 месяцев льготой по приоритету для целей подачи заявки на этот же сорт в любую другую страну-участницу (последующая заявка). Указанный срок исчисляется со дня подачи первой заявки.

Право селекционера предоставляется на ограниченный срок. Его продолжительность должна составлять не менее 20 лет с даты предоставления права селекционера. В отношении деревьев и винограда указанный срок должен составлять не менее 25 лет. В 1958 г. было заключено Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации.

Согласно данному международному договору учреждается Лиссабонский союз, состоящий из государств – участников соглашения, в рамках которого осуществляется правовая охрана указаний места происхождения изделий в стране происхождения и в других странах – членах союза.

В соответствии со ст. 2 соглашения под указанием места происхождения понимается географическое название страны, района или местности, используемое для обозначения происходящего оттуда изделия, качество и свойства которого определяются исключительно или в существенной мере географической средой, включая сюда природные и этнографические факторы. Страной происхождения являются страна, или район, или местность страны, название которых составляет указание места происхождения изделия, создавшего данному изделию его известность.

Регистрация указаний места происхождения изделий производится в Международном бюро ВОИС по заявлению администраций стран Лиссабонского союза от имени физических или юридических лиц публичного или частного права, которым принадлежит право использования этих наименований в соответствии с национальным законодательством. Регистрация, произведенная Международным бюро, обеспечивает охрану до тех пор, пока в стране происхождения указание происхождения пользуется правовой охраной.

Далее выделяется группа международных соглашений, направленных на содействие в получении правовой охраны отдельных объектов промышленной собственности. Среди них выделяется Вашингтонское соглашение о патентной кооперации 1970 г. (PCT). СССР присоединился к Договору 29 марта 1978 г. Договор о патентной кооперации дает возможность подать международную заявку на изобретение, осуществить патентный поиск и экспертизу такой заявки. Тем самым устраняется дублирование работы национальных патентных ведомств и ускоряется рассмотрение заявок на изобретения.

Основными положениями PCT являются правила о международной заявке и международном поиске (гл. I), международной предварительной экспертизе (гл. II), технических услугах (гл. IV). В июне 2000 г. в Женеве был принят Договор о патентном праве. Российская Федерация присоединилась к нему в 2009 г.

К основным положениям договора следует отнести:

  • правила, касающиеся заявок на патенты на изобретения (ст. 3, 5, 6, 22);
  • правила о представительстве (ст. 7);
  • нормы о предотвращении утраты прав заявителем или патентовладельцем (ст. ст. 10 – 13);
  • правила о связи договора с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности и Договором о патентной кооперации (ст. 3, 15, 16).

Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. было заключено в целях облегчения получения правовой охраны товарных знаков в зарубежных странах. СССР присоединился к Соглашению 1 июля 1976 г. Соглашение дает возможность знаку, зарегистрированному в одной из стран-участниц (стране происхождения), получить правовую охрану в других странах-участницах в упрощенном порядке путем подачи заявки на указанный знак в Международное бюро ВОИС при посредничестве административных органов упомянутой страны происхождения.

Для получения международной регистрации знака заявитель первоначально обязан зарегистрировать свой знак в национальном ведомстве по товарным знакам страны происхождения. После национальной регистрации заявитель вправе подать заявку на международную регистрацию через национальное ведомство. Согласно ст. 6 Соглашения регистрация знака в Международном бюро производится сроком на 20 лет с предоставлением возможности возобновления охраны.

И, наконец, выделяется группа международных соглашений, направленных на облегчение поиска информации об отдельных объектах промышленной собственности. Среди них Страсбургское соглашение о международной патентной классификации, заключенное на основе Европейской конвенции по международной классификации патентов на изобретения от 1971 г.

В настоящее время указанное Соглашение действует с изменениями, внесенными в него в 1979 г. СССР присоединился к соглашению 7 октября 1975 г. Согласно данному соглашению страны, подписавшие его, принимают единую классификацию патентов на изобретения, авторских свидетельств, полезных моделей и свидетельств о полезности. Классификация именуется Международной патентной классификацией (МПК).

Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) для регистрации знаков было заключено в 1957 г. в Ницце. СССР присоединился к соглашению 30 декабря 1987 г.

Ниццкое соглашение устанавливает единую классификацию товаров и услуг для регистрации знаков, что в значительной степени облегчает проведение их поиска и экспертизы патентными ведомствами. Международная классификация применяется в качестве обязательной в отношении заявок на международную регистрацию, подаваемых согласно правилам, установленным Мадридским соглашением о международной регистрации знаков.

Локарнское соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов заключено в 1968 г., вступило в силу в 1971 г. и пересмотрено в 1979 г. Указанным соглашением с целью облегчения проведения экспертизы промышленных образцов на новизну и устранения трудностей по их взаимной регистрации была установлена Международная классификация промышленных образцов (МКПО). Советский Союз присоединился к соглашению 15 декабря 1972 г.

Таким образом, международно-правовая регламентация промышленной собственности имеет достаточно обширную правовую базу, которую условно можно разделить на три группы:

  1. Международные договоры в области установления международной системы охраны объектов промышленной собственности.
  2. Соглашения, направленные на содействие в получении правовой охраны отдельных объектов промышленной собственности.
  3. Международные соглашения, направленные на облегчение поиска информации об отдельных объектах промышленной собственности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)